Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича "Путешествие в Фиолетовый лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Смирнова Тамара Ивановна

Интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Интегрированного  занятия в старшей группе по развитию речи  с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

«Путешествие в Фиолетовый лес»

Цель: развитие мыслительной деятельности старших дошкольников в ходе совместной деятельности с взрослым,  расширять активный словарь детей.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять в активном словаре употребление названия времён года, дней недели, частях суток;

-закреплять конструктивные навыки и ориентироваться на плоскости (выкладывать геометрические фигуры);

-закреплять умение складывать фигуры из двухцветного квадрата В.В.Воскобовича;

-подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная вода – непрозрачная» и способах её очистки, через экспериментирование;

-формировать речь-доказательство, самоанализ, самооценку.

-подвести к обобщению «чистая вода -прозрачная», «грязная вода –непрозрачная» и способах её очистки, через экспериментирование .

Развивающие:

-развивать внимание, память, воображение посредством  игрового сказочного сюжета;

-развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки описательного характера;

-развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу;

-развивать мелкую моторику пальцев, согласование глаз-рук;

Речевые:

Продолжать расширять словарь детей за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора), имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный), глаголов (прятаться, охотиться и т. д);

Применять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, меховой, железный, стеклянный);

Закреплять знания детей в умении пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении;

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал: игровое пространство «Фиолетовый лес», иллюстрации (волк, заяц, белка, лиса, медведь, ёж), картинки: ворон Мэтр, пчёлка  Жужжа, паук Юкк, малыш Гео, ёмкость с водой.

Раздаточный материал: магниты, сачки для воды, двухцветные квадраты В.В.Воскобовича, геометрические фигуры (круг, 2 квадрата, прямоугольник, треугольник) коврограф «Ларчик». Бумажные самолёты (синие и красные).

Ход занятия

Дети посмотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.

С добрым утром! С новым днём

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес, но это не обыкновенный лес а волшебный. И этот лес находиться у нас в группе. Как он называется?(Фиолетовый лес).Давайте назовём жителей фиолетового леса.

Ребята посмотрите, я нашла письмо.

-Ребята, помогите мне, пожалуйста!!! Злой волшебник заколдовал всех жителей Фиолетового леса. Вы сможете их расколдовать , если выполните все его задания. Мне одному не справиться. Я очень надеюсь на вашу помощь. Мальчик  Гео.

Воспитатель: Поможем ребята?

Предлагает детям присесть.

1.Воспитатель:   Здесь в письме есть задания , давайте посмотрим какие.

Игра «Части суток» (закончи предложение).

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём).

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером).

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).

А какой сегодня день недели … (….).

Какой день недели был вчера … (…).

Какой будет завтра  …(…), после завтра … (…).

Назовите в какой день в детском саду выходной … (суббота, воскресенье).

Назовите дни недели по порядку.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Какое время года?»

Какое сейчас время года? (Ответы детей).

Какое время года было до весны?(Зима)

Какое наступит после весны?(Лето)

Назовите весенние месяцы? (Ответы детей).

В какое время года все купаются и загорают?

В какое время года расцветают подснежники?

В какое время года играют в снежки?

В какое время года с деревьев опадают листья?

Воспитатель: Отправляемся в путь в Фиолетовый лес! А как нужно себя вести в лесу?(тихо, не шуметь, не кричать, не сорить, не ломать ветки)

2.Воспитатель: Посмотрите, нас встречает Ворон Мэтр

Ворон Мэтр самый мудрый в Фиолетовом лесу, но сейчас он все забыл, поможем ему ребята все вспомнить.

Игра «Скажи одним словом» (обобщение )

Яблоко, груша, слива, лимон – фрукты.

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – мебель.

Собака, кошка, корова, коза – животные.

Кубик, кукла, машина, мячик – игрушки.

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – обувь.

Пчела, стрекоза, муха, жук – насекомые.

Машина, трамвай, автобус, троллейбус – транспорт.

Огурец, помидор, морковь, картофель – овощи.

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Мяч из резины – резиновый.

Стакан из стекла – стеклянный.

Игрушка из меха – меховая.

Книга из бумаги – бумажная.

Колокольчик из железа – железный.

Кубик из дерева – деревянный.

Шапка из шерсти – шерстяная.

Лопата из пластмассы – пластмассовая.

Воспитатель: И ворону Мэтру мы помогли.

3.А это королевство пчёлки Жужжи, все её друзья-животные куда-то пропали.

Воспитатель: Если отгадаете животное, то оно появится.

У этого животного летом шубка серая, а зимой – белая.

Он быстро бегает, в лесу всех боится, прячется под кустом (заяц).

Он маленький и колючий. Зимой спит, летом ловит жуков и мышей (ёж).

Он большой, лохматый и неуклюжий.

Зимою спит в берлоге, летом ходит по лесу, ищет мёд и малину (медведь).

Она рыжая и хитрая, у неё пушистый хвост, живёт в норе, ловит мышей и зайцев (лиса).

Он серый и страшный, злой и голодный, ловит зайцев и телят, живёт в логове (волк).

Она маленькая, быстрая, рыжая, живёт в дупле, по деревьям скачет, грызёт шишки и орешки (белка).

Как называется дом лисы? (нора).

А жилище медведя? (берлога).

Где живёт белка? (в дупле).

А у волка как дом называется? ( логово).

Воспитатель: Ребята, как называются эти животные? (Ответы детей). Правильно, дикие.

И пчёлке Жужже мы помогли. А теперь мы можем немного отдохнуть и поиграть.

4.Физминутка:

 - Потрудились, отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем.

Руки в стороны, вперед,

Вправо, влево, поворот,

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз, потом поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

5.Воспитатель: А вот и поляна золотых плодов, но все волшебные паутинки паука Юкка запутались и он не сможет учить своих паучат (дети садятся за столы).

Игра «Где что находится»

Предлагается расположить геометрические фигуры – в середине круг, в правом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу прямоугольник, в правом нижнем углу треугольник, в левом верхнем углу квадрат.

6.1.На ветке сидело 4 воробья и 1 ворона. Сколько всего птиц сидело на ветке?(5)

2.На лугу паслось 2 коровы и 1 бык. Сколько всего животных паслось на лугу?(3)

3.У Маши было 3 конфеты, 1 конфету она съела. Сколько конфет осталось у Маши?(2)

4.Дети подарили маме 1 ромашку, 1 василек и 1 одуванчик. Сколько всего цветов подарили дети маме? (3)

5.У Лены было 4 флажка, пришли ребята, и Лена отдала им 3 флажка. Сколько флажков осталось у Лены?(1)

7.Воспитатель: И пауку мы помогли! Ребята, а это  волшебное озеро Айс, но посмотрите какое оно грязное. Как вы думаете мы сможем её очистить? (Ответы детей).

Экспериментальная деятельность

- Каким способом можно очистить воду от предметов, которые плавают на поверхности воды?

-Какой способ на ваш взгляд наиболее удобный?

Почему мусор плавает на поверхности?

 -С помощью, каких приспособлений можно достать из воды предметы, которые лежат на дне?

-Как вы думаете, сначала нужно доставать мусор со дна или убирать с поверхности?

-Какой мусор лежит на дне, почему?

-Каким приспособлением вы воспользуетесь, чтобы достать мусор, который на дне?

 -Что вы видите на магнитах? Из чего сделаны эти предметы? Какой вывод можно сделать?

-Стала ли  вода чистой в озере Айс? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, и озеру мы помогли.

Воспитатель: Посмотрите, а это малыш Гео нас встречает , какой благодарностью светятся его глаза, за то что вы выполнили все задания и расколдовали всех жителей Фиолетового леса. Давайте расскажем Гео какие трудности были у нас в пути и как мы с ними справились. Какие сложные были задания? Что вам особенно запомнилось? (Дети по очереди рассказывают).

Воспитатель: В благодарность малыш Гео подарил нам волшебные квадраты. Хотите поиграть с ними? (Игровая деятельность детей).

Дети садятся за столы.

8.Дети посмотрите какие у нас с вами квадраты? (зелёный, красный)

А теперь мы сейчас с вами послушаем сказку про волшебный квадратом. Я буду рассказывать и показывать, а вы превращайте свой квадрат вместе со мной.

Жил-был квадрат, у него был средний брат. А ещё был младший брат, самый маленький квадрат. Папа у квадрата был прямоугольник. Дедушка у него был треугольник, а вот мама квадрата трапеция. Мама очень легко превращалась в лодочку. Лодочка плыла по берегу речки и приплыла к домику.

В этом домике, обычно наша семья располагалась отдыхать. Там жила маленькая мышка в углу. В домике  семья квадрата пила чай со сладкими конфетами.

Но однажды квадрат и его семья получили письмо от дедушки. Пришёл конверт с письмом . Развернули письмо прочитали. Там дедушка спрашивал кем же хочет быть его внук любимый квадрат.

Квадрат подумал кем же я хочу быть. Посмотрел, увидел домик, может быть строителем, буду строить замечательные дома! Да нет, пожалуй не строителем. Может быть мне стать лётчиком и летать в самолёте. Квадрат подумал, подумал, в самолёте сидит смелый лётчик. Да нет, пожалуй я не буду лётчиком. Лётчиком хорошо, пожалуй  хотел бы я превратится в птицу  и полететь посмотреть всё-всё с высоты птичьего полёта. Как это будет хорошо, и совсем не страшно, подумал квадрат. Так он лежал превращался, пока не наступил вечер, на небе замерцали звезды. И квадрат подумал, когда он вырастит, он решит кем он будет быть. Звёздочки мерцали на небе а квадрат засыпал. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Воспитатель: Ребята , что понравилось на занятии вам больше всего. Если вы довольны своими успехами и оцениваете свою работу на «отлично», возьмите в подарок красный самолёт. А если вы считаете, что у нас что-то не получилось, возьмите синий самолет.