НОД по речевому развитию использованием ТРИЗ технологии в средней группе «По волшебной дорожке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Федорова Татьяна Александровна

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать развивать речь как средство общения.

Активизировать словарь детей прилагательными (хитрая, рыжая., храбрый, смелый, пестрый и т.д.)

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; упражнять в составлении сказки по схеме;

Учить давать характеристику героям, их поведению;

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам и доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал к занятию: ИКТ- ноутбук, проектор, колонки, экран; магнитная доска; раздаточный материал (иллюстрации к сказке); игрушка- колобок.

Аннотация 

Конспект занятия составлен для среднего возраста по речевому развитию. Продолжительность занятия 20 минут.  В занятии использованы ТРИЗ и ИКТ технологии.  Применяются методы: словесные, наглядные, игровые, практические. Приемы: загадка, вопросы, физпауза, П / игра «Катись, катись колобок», д/ игры «Пиктограммы», «Составь сказку», показ ИКТ, сюжетные картины, а также самостоятельная деятельность детей за столом. Занятие может быть использовано педагогами дошкольных групп.

Ход занятия:

Звучит музыка «В гостях у сказки» (Слайд: в гостях у сказки)

Дети заходят в группу, встают около стульчиков.

 Восп.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

  (Дети здоровуются и присаживаются)

 Восп.: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие сказку.

 А, чтобы попасть в сказочную страну нужно отгадать загадку:

Хитрая плутовка, рыжая воровка, пушистый хвост – краса.  Кто это? (слайд: лиса)    

 Молодцы ребята, правильно это лисичка! Как в сказках называют лису?

(Лисичка - сестричка, лисонька, плутовка, Лиса-Патрикеевна)

Восп.: Ребята попробуем описать нашего гостя по внешнему вид? Какая у лисы шерстка? (ответы детей)

Восп.: А что вы скажете о мордочке лисы?

Дети: Треугольная хитрая, острые ушки

Восп.: Ребята, скажите какой хвост у лисы?

Дети: Длинный, мягкий, пушистый

Восп.: А какая лиса в сказках?

Дети: Хитрая, плутовка

Восп.: В каких сказках можно встретить лису?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и волк», (слайд: лиса в сказках.)

 Восп.: Ребята, а во всех сказках лиса хитрая? В какой же сказке она добрая? (ответы детей)

 Ребята, а наш лиса добрая и пришла к нам в гости, чтобы мы вместе с ней сочинили сказку, как мы начнем нашу сказку?

Дети: Жила-была лисичка

Восп.: Какая она была?

Дети: Добрая, ласковая, послушная

Восп.: Надумала лисичка пойти погулять. Куда же она пойдет?

Дети: В лес (слайд: Весенний лес)

Восп.: Скажите, а почему в лес?

Дети: Лиса дикое животное, живет в лесу.

Восп.: Ребята, а какой лес она пойдет гулять?

Дети: Весенний

Восп.: Почему весенний?

Дети: Сейчас время года весна.

Восп.: Правильно, наступила весна.

Васп.: Лес какой? (ответы детей).  Чем пахнет в лесу? Давайте вдохнем (Ответы детей) Для чего же лиса пошла в лес?

Дети: Найти себе друзей

Восп.: Ребята, покажите, как ходит лиса? Привстали.  (Дети показывают, как ходит лиса)

(дети показывают разную лису: добрую, хитрую и т.д.)

Восп.: Наша сказка продолжается.  Шла она по лесу, шла, а навстречу ей… (Слайд: петушок).

Попробуем описать петушка?  Какой у него хвост? Какие перышки? (Ответы детей)

Восп.: А как петушок ходит. Привстал (дети пошли за петушком)

Восп.: В каких сказках можно петушка встретить? (Слайд сказки «Кот, петух и лиса»,

 «Заюшкина избушка»)

Восп.: Какой петушок в сказках? (ответы детей)

Восп.: Могут ли петух и лиса подружиться?

Дети: Могут

Восп.: Встретила лисичка друга и пошли они вместе гулять по лесу.

Восп.: Идут они дальше по волшебной дорожке.  Идут, идут, а навстречу им (Слайд: колобок.)

Дети: Колобок

Восп.: Какой у нас калобок, опишем его?

Дети: Румяный, круглый, хлебушком пахнет

Восп.: Что же в этой сказке с ним произошло?

Дети: Он от бабушки ушел (слайд сказка «колобок»)

Восп.: А разве убегать от взрослых это правильно?

Дети: нет

Восп.: Ребята, колобок хороший, румяный. А поступил он хорошо?

Дети: нехорошо

Восп.: Вот и в нашей сказке колобок поступил нехорошо и не пустил   лисичку с петушком погулять

Восп.: А почему?

Дети: У него нет друзей

Восп.: Что же нужно сделать, чтоб появились друзья?

Дети: Надо научить егодружить, играть

Восп.: Во что же наши герои могут поиграть? (игра «Катись, катись, колобок)

Восп.: Ребята, произошло чудо, колобок развеселился и стал каким?

Дети: Добрым, хорошим

Восп.: Сейчас колобок добрый, хороший, веселый (пиктограммы). А каким он был в начале нашей сказки?

Дети: Злым, нехорошим.

Восп.: Что же помогло колобку стать таким? (игра, друзья).

Наши герои: Лиса, Петушок и колобок стали верными друзьями и стали жить поживать и добра наживать. (Слайд: колобок, лиса и петушок)

Восп.: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.  Чему нас учат сказки? Отвечайте без подсказки.

Дети: Быть добрыми, дружными, помогать друг другу

Восп.: Ребята, а как же мы назовем нашу сказку?

Дети: «Путешествие друзей» «Как колобок играть научился» «Как колобок друзей встретил»

Восп.: Ребята, давайте сначала вспомним нашу сказку. Для этого я приглашаю вас столу. На столе лежат картинки и предметы из сказки. Давайте вспомним героев и найдем их среди картинок! Кто путешествовал по волшебной дорожке, найдите?  Какая она была? Куда она отправилась? Зачем она пошла в лес? Кого она встретила? Найдите. Какой петушок? Они подружились? Кого же они встретили дальше? Найдите. Что произошло? Почему не пускал? Что помогло колобку измениться?

Вот мы и вспомнили нашу сказку. Молодцы ребята, я вам предлагаю рассказать эту сказку вашим мамам и папам, а вечером мы нарисуем иллюстрации к нашей сказке. На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще.

За старание, за любовь к русским народным сказкам лисичка принесла вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

Литература

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2022г.

2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

4. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_triz.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по речевому развитию использованием ТРИЗ технологии

в средней группе «По волшебной дорожке»

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать развивать речь как средство общения.

Активизировать словарь детей прилагательными (хитрая, рыжая., храбрый, смелый, пестрый и т.д.)

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы; упражнять в составлении сказки по схеме;

Учить давать характеристику героям, их поведению;

Развивающие:

Способствовать развитию любознательности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русским народным сказкам и доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал к занятию: ИКТ- ноутбук, проектор, колонки, экран; магнитная доска; раздаточный материал (иллюстрации к сказке); игрушка- колобок.

Аннотация  

Конспект занятия составлен для среднего возраста по речевому развитию. Продолжительность занятия 20 минут.  В занятии использованы ТРИЗ и ИКТ технологии.  Применяются методы: словесные, наглядные, игровые, практические. Приемы: загадка, вопросы, физпауза, П / игра «Катись, катись колобок», д/ игры «Пиктограммы», «Составь сказку», показ ИКТ, сюжетные картины, а также самостоятельная деятельность детей за столом. Занятие может быть использовано педагогами дошкольных групп.

Ход занятия:

Звучит музыка «В гостях у сказки» (Слайд: в гостях у сказки)

Дети заходят в группу, встают около стульчиков.

 Восп.: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

  (Дети здоровуются и присаживаются)

 Восп.: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие сказку.

 А, чтобы попасть в сказочную страну нужно отгадать загадку:

Хитрая плутовка, рыжая воровка, пушистый хвост – краса.  Кто это? (слайд: лиса)    

 Молодцы ребята, правильно это лисичка! Как в сказках называют лису?

(Лисичка - сестричка, лисонька, плутовка, Лиса-Патрикеевна)

Восп.: Ребята попробуем описать нашего гостя по внешнему вид? Какая у лисы шерстка? (ответы детей)

Восп.: А что вы скажете о мордочке лисы?

Дети: Треугольная хитрая, острые ушки

Восп.: Ребята, скажите какой хвост у лисы?

Дети: Длинный, мягкий, пушистый

Восп.: А какая лиса в сказках?

Дети: Хитрая, плутовка

Восп.: В каких сказках можно встретить лису?

Дети: «Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Лиса и волк», (слайд: лиса в сказках.)

 Восп.: Ребята, а во всех сказках лиса хитрая? В какой же сказке она добрая? (ответы детей)

 Ребята, а наш лиса добрая и пришла к нам в гости, чтобы мы вместе с ней сочинили сказку, как мы начнем нашу сказку?

Дети: Жила-была лисичка

Восп.: Какая она была?

Дети: Добрая, ласковая, послушная

Восп.: Надумала лисичка пойти погулять. Куда же она пойдет?

Дети: В лес (слайд: Весенний лес)

Восп.: Скажите, а почему в лес?

Дети: Лиса дикое животное, живет в лесу.

Восп.: Ребята, а какой лес она пойдет гулять?

Дети: Весенний

Восп.: Почему весенний?

Дети: Сейчас время года весна.

Восп.: Правильно, наступила весна.

Васп.: Лес какой? (ответы детей).  Чем пахнет в лесу? Давайте вдохнем (Ответы детей) Для чего же лиса пошла в лес?

Дети: Найти себе друзей

Восп.: Ребята, покажите, как ходит лиса? Привстали.  (Дети показывают, как ходит лиса)

(дети показывают разную лису: добрую, хитрую и т.д.)

Восп.: Наша сказка продолжается.  Шла она по лесу, шла, а навстречу ей… (Слайд: петушок). 

Попробуем описать петушка?  Какой у него хвост? Какие перышки? (Ответы детей)

Восп.: А как петушок ходит. Привстал (дети пошли за петушком)

Восп.: В каких сказках можно петушка встретить? (Слайд сказки «Кот, петух и лиса»,

 «Заюшкина избушка»)

Восп.: Какой петушок в сказках? (ответы детей)

Восп.: Могут ли петух и лиса подружиться?

Дети: Могут

Восп.: Встретила лисичка друга и пошли они вместе гулять по лесу.

Восп.: Идут они дальше по волшебной дорожке.  Идут, идут, а навстречу им (Слайд: колобок.)

Дети: Колобок

Восп.: Какой у нас калобок, опишем его?

Дети: Румяный, круглый, хлебушком пахнет

Восп.: Что же в этой сказке с ним произошло?

Дети: Он от бабушки ушел (слайд сказка «колобок»)

Восп.: А разве убегать от взрослых это правильно?

Дети: нет

Восп.: Ребята, колобок хороший, румяный. А поступил он хорошо?

Дети: нехорошо

Восп.: Вот и в нашей сказке колобок поступил нехорошо и не пустил   лисичку с петушком погулять

Восп.: А почему?

Дети: У него нет друзей

Восп.: Что же нужно сделать, чтоб появились друзья?

Дети: Надо научить егодружить, играть

Восп.: Во что же наши герои могут поиграть? (игра «Катись, катись, колобок) 

Восп.: Ребята, произошло чудо, колобок развеселился и стал каким?

Дети: Добрым, хорошим

Восп.: Сейчас колобок добрый, хороший, веселый (пиктограммы). А каким он был в начале нашей сказки?

Дети: Злым, нехорошим.

Восп.: Что же помогло колобку стать таким? (игра, друзья).

Наши герои: Лиса, Петушок и колобок стали верными друзьями и стали жить поживать и добра наживать. (Слайд: колобок, лиса и петушок)

Восп.: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.  Чему нас учат сказки? Отвечайте без подсказки.

Дети: Быть добрыми, дружными, помогать друг другу

Восп.: Ребята, а как же мы назовем нашу сказку?

Дети: «Путешествие друзей» «Как колобок играть научился» «Как колобок друзей встретил»

Восп.: Ребята, давайте сначала вспомним нашу сказку. Для этого я приглашаю вас столу. На столе лежат картинки и предметы из сказки. Давайте вспомним героев и найдем их среди картинок! Кто путешествовал по волшебной дорожке, найдите?  Какая она была? Куда она отправилась? Зачем она пошла в лес? Кого она встретила? Найдите. Какой петушок? Они подружились? Кого же они встретили дальше? Найдите. Что произошло? Почему не пускал? Что помогло колобку измениться?

Вот мы и вспомнили нашу сказку. Молодцы ребята, я вам предлагаю рассказать эту сказку вашим мамам и папам, а вечером мы нарисуем иллюстрации к нашей сказке. На этом наша сказка закончилась. Спасибо Вам за внимание! Приходите к нам еще.

За старание, за любовь к русским народным сказкам лисичка принесла вам подарки, предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома.

Литература

1. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой – М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2022г.

2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

4. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по технологии ТРИЗ для детей средней группы "По волшебной дорожке"

Программное содержание:развивать у детей память, воображение, мышление, внимание;развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;активиз...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием ТРИЗ-технологий в подготовительной группе «Гуси-лебеди»

Конспект поможет сформировать у детей умение творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Волшебный сундучок».

Цель: закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора посредством игр.Задачи:- совершенствовать умения детей сопоставлять цвет с названием предмета;-...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие»

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе Тема: «Волшебное путешествие»   Цель: Развивать речь детей, фантазию, воображение....

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе «Исправим сказку»

Открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии в средней группе "Исправим сказку"...