РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
статья по развитию речи (младшая группа)

Крылова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

Актуальность. Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по- прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Практикующие учителя-логопеды, воспитатели, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук

у детей. Это и послужило стимулом для разработки нашей картотеки «Умные пальчики».

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь и мышление, но и на внимание, память и воображение. В эту картотеку входит ряд авторских игр: «Забавные камушки», «В поисках клада» и другие. Целью этих игр является развитие мелкой мускулатуры пальцев рук у детей. Исходя из этого, решаются следующие задачи: коррекция общей и мелкой моторики; развитие координации движений; снятие мышечного напряжения; воспитание выдержки и усидчивости; развитие ручной умелости, глазомера, аккуратности, внимания.

Новизна. В настоящее время на полках в магазинах представлен большой выбор игр на развитие мелкой моторики у дошкольников. Но проявив немного фантазии можно придумать увлекательные занятие, используя обычную крупу. Игры с крупами интересные, с ними можно придумать массу увлекательных занятий – пересыпать, сортировать, перекладывать в различные предметы. И сейчас мы вашему вниманию хотим представить несколько игр.

Простые «рецепты» для эффективного развития мелкой моторики

«Забавные камушки», цель: развитие тонких движений пальцев.

Что понадобится: горох, гречка, тарелочка с водой, блюдце.

Идея игры: «Давай представим, что эта тарелка - большое озеро, мы с тобой пришли на бережок и стали бросать в него камушки по одному». Возможно, маленькому ребенку будет не просто выбирать камушки (горошек) из земли (гречки), но сама идея с водой увлечет ребенка, и он будет стараться.

«В поисках клада», цель: механическое воздействие на нервные окончания, расположенных на кончиках пальцев.

Что понадобится: любая емкость, любая крупа (манка, горох, рис).

Идея игры: «Найди спрятанный предмет (маленькую игрушку)»,

«Найди фигуру по образцу», «Найди/ спрячь фигуру и назови ее».

«Рисование на манке», развитие мелкой моторики, воображения, тренировка концентрации внимания.

Что понадобится: манка, поднос.

Идея игры: 1) «Найди дорожку», разровняйте манку, поставьте игрушку и от неё палочкой нарисуйте короткую линию или начало узора.

А затем предложите ребёнку продолжить дорожку дальше - к угощению или другому персонажу. Начинайте с простых прямых дорожек, а затем рисуйте более сложные узоры, благодаря которым будет совершенствоваться тонкая дифференцировка движений ладоней и рук.

2) «Забавные рисунки», предложите ребенку порисовать на крупе, начните вместе с простых фигур, постепенно переходя к изображению животных, природы. Предложите ребенку угадать, что вы нарисовали, а затем пусть повторит ваш рисунок.

«Пересыпание любой крупы из стакана в стакан», развитие координации рук.

Что понадобится: любая крупа, пластиковые стаканы

Идея игры: «Давай устроим волшебный водопад, он у нас будет не из воды, а из драгоценной крупы. Чтобы ее сберечь, тебе нужно аккуратно пересыпать

крупу. Вот какой у тебя водопад, а шумит, как настоящий!».

«Сортировка», развитие самостоятельности, сосредоточенности, точности движений.

Что понадобиться: три стакана, крупа: горох, фасоль, макаронные рожки.

Идея игры: 1) расставьте перед ребенком несколько емкостей: с горохом, фасолью, макаронные рожки. Пусть ребенок рассыпает их по

подносу со словами: «Поднялся ветер у-у-у», а затем пробует собрать обратно со словами:

«Сейчас все подметем»;

2) расставьте перед ребенком три пустые емкости и подставьте к каждой по одному животному, предложите покормить животных, сортируя крупу.

«Мешочки с крупой», развивать мелкую моторику, координацию, силу рук, точность, ловкость, внимание, воображение, развитие навыков счета,

Что понадобиться: мешочки с манной крупой, крупными макаронами, рисом, ватой и

т. д.

Идея игры: «Лепим пирожки» (перекладываем мешочек из руки в руку), приобретение

новых тактильных ощущений;

«Выложи дорожку из камушков», развитие тактильного восприятия, профилактика плоскостопия;

«Перенеси        мешочек        на        голове»,        «Самосвал»,        «Попади        в        цель»,        «Жонглеры» формирование правильной осанки, развитие физических качеств.

«Строим башенку», развитие навыков счета.

«Найди по образцу», формирование тактильных ощущений, развитие мышления, развитие звукового восприятия (можно угадать мешочек по звуку).

Игра «Выложи по контуру», развитие мелкой моторики, мышления, восприятия.

Что понадобиться: поднос, манка, фасоль.

Идея игры: нарисуйте простой рисунок - солнышко, ежика или домик. А затем предложите ребёнку выложить фигурку по контуру с помощью фасоли. Это упражнение, поможет запомнить названия геометрических фигур, выучить буквы и цифры и т.д.

Не для кого не секрет, что сейчас большинство родителей очень много времени проводят на работе. Многие работают еще и дома, поэтому для того, чтобы сесть и позаниматься с ребенком времени обычно не

хватает. В связи с этим мы предлагаем данные игры использовать в консультациях для родителей. Ребенок будет под присмотром, пока мама занята делами, а такие игры доставят большое удовольствие ребенку и принесут большую пользу.

Если систематически играть в данные игры, то в дальнейшем ребенок будет уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора и т.д.

Литература:

Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание – 2010

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Академия,2010

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М. Просвещение, 2009

Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 2-4 лет // Дошкольное воспитание. -2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий

Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через общение и игру"

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через общение и игру....

Методическая разработка " Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры"

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений разных видов деятельности. Он испытывает сильное желание включаться в эту взрослую жизнь...

Статья на тему: "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игру"

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте...

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Опыт работы «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...