«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
статья (младшая группа)

Носова Нина Витальевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_risovanie.docx87.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и  техник в соответствии ФГОС ДО - Статьи для развития

           Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности представляет ему изобразительное творчество. С помощью рисунка ребенок может выразить не только свои впечатления, но и активно развивать свою речь. Влияние рисования на развитие речи научно доказано.

        Сенсорно-моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Поэтому, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать карандаш или ложку, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.

       Для педагога одной из важнейших задач становится выявление у детей художественных способностей и грамотное их развитие. И решаться она должна с учетом возраста детей, их психологического уровня, условий воспитания и безусловного выбора тем и способов работы. Каждое изобразительное занятие сопровождается беседой и пальчиковой игрой — ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас.

      Предложения становятся более грамотными и осмысленными, воспитанники сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.

      Темы для творческих занятий нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.

       Проще всего обучать ребенка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребенок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным?  Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.

       Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.

Рисование пальчиками и ладошками

     Техника работы пальчиками в ДОУ предусматривает, что дети дошкольного возраста будут работать ладошкой и кулачком. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей детишек. Они учатся передавать свои ощущения и впечатления. Знакомство со своей рукой как с предметом изобразительной деятельности, объяснение и наглядный показ вызывают у маленького ребенка интерес к рисованию, получение нового, необычного изображения.

     Взрослый на этом этапе сам обводит контур ладошки ребенка карандашом Малышам полезно и интересно изучать возможности своей руки. С помощью ладошки они могут получать большое количество самых разных отпечатков, и дополнить их собственной фантазией.

Штампование

    Простая и интересная техника. Для реализации используются подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку.

    Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время занятий можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.

Паспорту

     Техника, которая превратит любой рисунок в предмет искусства. Задача педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку.

     На втором листе ребенок проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.

Рисование губкой

     Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Пуантилизм

     Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.

    Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.

  Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции!

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта  педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

«Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Перспективный план работы по самообразованию на тему:«Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада — это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственно...

Презентация "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Презентация "Развитие мелкой моторики  детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...