Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

"Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"

 

Давайте поговорим о том, как же лучше подготовить детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, его благополучие во взрослой жизни.

Грамота – это умение читать и писать. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать этот сложный процесс более лёгким и успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. 

А работа предстоит действительно серьезная, т.к. ребенок должен ознакомиться со сложными языковыми и речевыми понятиями, усвоить их практически. Чтобы ребенку было интересно заниматься, и желание учиться не пропало еще до поступления в школу, обучение следует проводить в форме игры.

Игра — одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе?
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
- определение места звука в слове.

Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. Важно, чтобы дошколята хорошо ориентировались в этих понятиях и не путали их. Поэтому на помощь приходят игры.

Игры для обучению грамоте

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен поделить его на слоги (хлопками) просчитать количество слогов, затем поселить картинку в соответствующий домик: с одним окошечком, с двумя окошечками, с тремя окошечками.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Называется слово, затем на последний звук в слове дети, называют другое слово, которое начинается с этого звука.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: апельсин можно получить слова ель, пень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес.

Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Игра «Убери звук» — детям предлагается прочитать слово, затем убрать первый или последний звук и получится новое слово.

Игра «Логопедическая ромашка» — сердцевина — изучаемый звук или пара дифференцируемых звуков (р-л, с-ш, з-ж), лепестки – картинки, где присутствует этот звук, дети раскладывают картинки с заданным звуком к соответствующим сердцевинкам.

Игра «Логопедическое лото» — каждую картинку лото необходимо закрыть соответствующей первой буквой слова.

Игра «Собери слово по первым буквам» — по первым буквам картинок, ребенок составляет слово, читает его и делает звуковой анализ.

Игра «Буквы рассыпались» — детям демонстрируются картинки, и педагог предлагает собрать к этим картинкам слова из рассыпанных букв магнитной азбуки.

Игра «Кто пришел в гости?» — детям раздаются карточки со схемами, где написаны одни гласные (_И_А), им необходимо подобрать согласные звуки, чтоб получились имена детей, которые пришли в гости.

Игра «Раз, два, три парочку себе найди» — дети получают картинки с изображением животных, по команде ведущего «раз, два, три парочку себе найди» дети должны объединиться по схожим первым звукам парами согласный твердый согласный мягкий (лиса-лось, утка-улитка, заяц-зебра).

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, вырезать из вдвое сложенного листка, написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе, выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, подчеркнуть нужную букву в тексте.


Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки. Обучая грамоте, необходимо предусмотреть систематическое повторение и закрепление усваиваемого материала, применение таких упражнений, способствует закреплению приобретенных ранее знаний и умений. Итак, уважаемые родители, обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Тема по самообразованию «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...

Консультация для родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста». Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребе...

Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."

Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....