Игры "на ходу". Развиваем словарный запас детей.
методическая разработка (средняя группа)

Зырянова Татьяна Владимировна

Предлагаем вашему вниманию игры для развития словарного запаса ребенка, в которые можно поиграть  на прогулке, по дороге в детский сад, в очереди в поликлиннике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_slovarnogo_zapasa_detey.docx308.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем словарный запас детей.

Игры « на ходу»

 В эти игры вы можете поиграть с ребенком на прогулке, по дороге в детский сад, в машине, в очереди в поликлинике.

  1. «Часть-целое»

Взрослый называет части предметов, ребенок – предмет, у которого есть такая часть (ножка – стул, страница – книга, кабина – машина,…)

Взрослый называет предмет, ребенок называет как можно больше частей этого предмета (Стул: сиденье, спинка, ножки)

  1. «Четвертый-лишний». Эта игра способствует усвоению обобщающих слов.

Взрослый называет четыре предмета, три из которых можно назвать одним обобщающим словом, а четвертое не входит в это обобщение. Ребенок называет «лишнее» слово и объясняет, почему  оно лишнее (Огурец, яблоко, помидор, капуста. Яблоко лишнее, потому что яблоко - фрукт, а огурец, помидор, капуста – овощи)

  1. Скажи то же самое по-другому.

(друг – товарищ, папа – отец,  путь – дорога, знамя –флаг,…)

  1. «Скажи наоборот»

(друг-враг, короткий-длинный, твердый – мягкий, близко-далеко, трудно-легко)

  1.  «Какой? Какая? Какое?»

Взрослый называет предмет, ребенок подбирает слова-признаки.

Дуб – какой? (большой, высокий, могучий, зеленый, …)

Лимон - какой? (кислый, желтый, овальный, полезный, сочный, шершавый, …)

  1. «Что таким бывает?»

Что бывает холодным? (мороженное, снег, лед, руки, вода, ветер, погода,…)

Что бывает хрупким? (стекло, лед, фарфор, поделка, сосулька, снежинка,…)

  1. «Кто что делает?»

Взрослый называет предмет, ребенок подбирает слова-действия.

Петух – что делает? (ходит, летает, кричит, сидит, спит, клюет, машет, …)

  1. «Кто умеет делать так?»

Кто и что умеет летать? (самолет, вертолет, бабочка, птица, шарик, …)

Кто и что умеет сверкать? (звезда, сокровища, бриллианты, золото, молния, солнце…)

  1. «Предмет-признак»

Взрослый называет любой предмет, ребенок подбирает и называет одно слово-признак. Взрослый к слову-признаку, названному ребенком, подбирает другой предмет. Ребенок к новому предмету подбирает новый признак.

(огурец – зеленый –  зеленая трава – трава мягкая – мягкая подушка – подушка квадратная – квадратный ковер – ковер новый – новая игрушка …..)

Взрослый может начать с признака. В этом случае ребенок будет называть предметы, а взрослый признаки.

  1.  «Предмет-действие»

Взрослый называет любой предмет, ребенок подбирает и называет одно слово-действие, подходящее к этому слову. Затем взрослый подбирает к слову- действию ребенка другой предмет. (часы -идут –  идут дети – дети поют – поют птицы -  птицы летают – летают самолеты -  самолеты  приземляются - …)

Взрослый может начать с действия. В этом случае ребенок будет называть предметы, а взрослый действия

11. «Ассоциации»

Загадывается одно слово. Придумать его может и ребенок, и взрослый. Затем игроки  по очереди называют слова, которые «дружат» с загаданным словом.  (Лёд: холод, мороз, вода, река, хрупкий, твердый, прозрачный, скользкий, коньки, каток….)

12.«Я знаю пять названий»

Я знаю пять названий овощей: свекла, репа, тыква, морковь, помидор.

Я знаю пять названий обуви: кроссовки, туфли, кеды, сапоги, ботинки.

  1. «Что я загадал?»

Взрослый загадывает предмет и дает его описание с помощью слов-признаков или слов-действий. Ребенок отгадывает. Затем  ребенок загадывает предмет и дает его  описание, а взрослый отгадывает.

Отгадай, что я загадал: красный, круглый, мягкий. (помидор)

Пушистая, злая, лает. (собака)

Играйте с детьми! Общайтесь! Разговаривайте!

Учитель-логопед Зырянова  Татьяна Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем словарный запас дошкольника

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию...

Развиваем словарный запас

Консультация для родителей: "Как пополнять словарный запас?"...

Развиваем словарный запас дошкольника

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...

Как развивать словарный запас у детей?

В данной работе представлены игры,способствующие развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста.Такие игры могут использоваться педагогами в дошкольном учреждении, а также родителями дома, на...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...

Словарный запас детей дошкольного возраста: увеличение словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольнико...