Развиваем словарный запас
консультация

Консультация для родителей: "Как пополнять словарный запас?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_slovarnyy_zapas.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем словарный запас

Дети 4-5 лет часто затрудняются:

- в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов;

- в выполнение интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

- в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, фрукты и т.п.)

- в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок).

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются дидактические игры и упражнения:

Что делает?

Лампочка… (горит).

Корова… (мычит).

Доктор… (лечит).

Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай», когда ребенок по набору слов-действий узнает объект: прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка).

Небылица.

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Мышка рычит, а медведь пищат.

Метла рубит, а топор подметает.

Огонь льется, а вода горит.

Гусь кудахчет, а курица гогочет.

Игра с мячом.Ребенок получает мяч и называет обратное действие:

залезть – ..;

вбежать – ..;

въехать – ..;

скатиться – … (И т.п.)

Стук-стук. Взрослый ритмично стучит по барабану (бьет в бубен). Ребенок слушает удары с закрытыми глазами, затем столько же раз должен подпрыгнуть (похлопать в ладоши).

Назови много. Взрослый произносит предложение, дети договаривают последнее слово и повторяют по возможности все предложение.

У меня лист, а на дереве (листья). У меня ветка, а на дереве (ветки). У меня ромашка, а в поле (ромашки).

Сундучок с картинками. Взрослый произносит стихотворение, ребенок вытаскивает картинку и описывает ее.

Я картинку положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Таня, подходи,

Вынь картинку, назови.

- Что ты вытащила? – Красное яблоко, синее ведро и т.д.

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребенок в игровой форме научится правильно различать и употреблять притяжательные местоимения, образовывать существительные множественного числа, понимать и называть числительные, согласовать прилагательные и существительные.

Как пополнять словарный запас

у детей 6 – 7 лет

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недоделать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова – паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.  

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6 – 7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10 – 15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называет все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

Бывает – не бывает. Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит. (И т.д.)

Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (вплыла или переплыла)? Бабочка: к цветку (отлетела или подлетела); с ветки на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетел или облетела); в комнату (подлетела или влетела)? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (выпрыгнула или впрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)?

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем словарный запас дошкольника

Своевременное развитие словарного запаса детей дошкольного возраста позволит им легко овладевать навыками правильной связной речи, а также поспособствует в будущем гармоничному развитию...

Развиваем словарный запас дошкольника

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участ...

Как развивать словарный запас у детей?

В данной работе представлены игры,способствующие развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста.Такие игры могут использоваться педагогами в дошкольном учреждении, а также родителями дома, на...

Развиваем словарный запас

Презентация содаржит описание  игр и упражнениий на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их соглас...

Игры "на ходу". Развиваем словарный запас детей.

Предлагаем вашему вниманию игры для развития словарного запаса ребенка, в которые можно поиграть  на прогулке, по дороге в детский сад, в очереди в поликлиннике....

Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"

Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"...