Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"
консультация

Васина Снежана Сергеевна

Консультация "Развиваем словарный запас дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7razvivaem_slovarnyy_zapas_doshkolnika.docx450.5 КБ

Предварительный просмотр:

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614593705_10-p-kniga-na-belom-fone-kartinki-24.png


        Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Ведущей деятельностью дошкольников является игровая. Поэтому для развития словарного запаса ребенка можно использовать различные игры.

1. Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)». 
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. 
Ход игры:
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире. 
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте. 

2. Игра с мячом «Кто как разговаривает?» 
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. 
Ход игры:
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает. 
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. 

3. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» 
Цель: развитие мышления, быстроты реакции. 
Ход игры:
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то - нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. 
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?  
Корова ест сено, а лиса?  Крот роет норки, а сорока?  
Петух кукарекает, а курица?  Лягушка квакает, а лошадь? 
У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? 

4. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»  
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». 
Ход игры:
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! 
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. 
Родители: Кто живет в дупле? Белка.

5. Игра с мячом «Скажи ласково» 
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. 
Ход игры:
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

6. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций. 
Ход игры:
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю. 
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.

 7. Игра с мячом «Кто как передвигается?» 
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. 
Ход игры:
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет. 
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. 
Мама: Летают. 
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. 

8. Игра «Кто, чем занимается?» 
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. 
Ход игры:
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди. 
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. 

Мама: строитель 
Ребёнок: строит; 
повар (варит (готовит)).

9. Игра «Из чего сделано?» 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. 
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. 
Ход игры:
Вот предмет, а из чего люди сделали его? 
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». 

10. Игра «Лови да бросай - цвета называй» 
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. 
Ход игры:
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Родители: красный – 
Ребёнок: мак, огонь, флаг

11. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. 
Ход игры:
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. 
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее. 

12. Игра «Что бывает круглым?» 
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. 
Ход игры:
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает. 
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч. 
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 

13. Игра «Один - много» 
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
Ход игры:
Мы - волшебники немного: был один, а станет много. 
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. 

14. Игра «Где мяч?» 
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. 
Ход игры:
Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь. 
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расширяем словарный запас дошкольников

Статья описывает упражнения направленные на то, чтобы сделать речь ребенка яркой и выразительной....

Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"

"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"  В  общей  основе  развития  лично...

Буклет "Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР"

Консультация для педагогов по развитию и активизации словаря детей через игровую деятельность....

Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».

Игровые  приемы  по  обогащению словарного запаса  детей  дошкольного  возраста...

"Обогащение словарного запаса дошкольников с ОНР»

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения...

Использование дидактических игр в работе по обогащению словарного запаса дошкольников

Тезисы выступления на VI Всероссийской научно-практической конференции "Стандарты современного образования - путь в будущее"...