Статья: «Использование игровых приемов по обогащению словарного запаса дошкольников».
статья по развитию речи на тему

Гараган Наталья Владимировна

Игровые  приемы  по  обогащению словарного запаса  детей  дошкольного  возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_priemy.docx 18.85 КБ

Предварительный просмотр:

              Статья: «Использование  игровых  приемов   по   обогащению  

                                   словарного запаса  дошкольников».

             Родной  язык  имеет большое  значение  для  формирования  и полноцветного  психического  развития  человека.  В  связи  с  этим  развитие  речи  у  детей  с  самого раннего  возраста становится  предметом  неустанной  заботы  общества.

             Наблюдая  окружающий  мир,  ребенок узнает  словесное  обозначение  предметов,  явлений и действий.  Таким путем  происходит  постоянное  накопление  его  словарного  запаса. При  знакомстве с  окружающим  миром  предметы,  явления  непосредственно  воспринимаются  одновременно  разными  анализаторами  ребенка.  Это  способствует  прочному  усвоению  представлений  об  окружающем  мире,  запоминанию  словесных  обозначений,  точному  соотнесению  слова  с  предметом, действием  или  явлением  и  речевой  активности  ребенка.  Пользуясь образцом  речи,  ребенок  получает  возможность  выразить  языковыми  средствами  свои  желания, мысли  и чувства.

             Существует много различных  приемов  и  игр, которые способствуют  обогащению словарного  запаса   детей  дошкольного  возраста. Вот лишь некоторые из них:

  1. На  использование  глаголов:

    Приходит  неумейка  и  приносит  картинки. Дети  должны  подобрать  слова, которые  обозначают  действия, относящиеся  к  данным  предметам. Пример: что  можно  делать  с  одеждой? (стирать,  гладить, зашивать, носить). Что  можно  сказать  о  снеге?...О солнце?...О  Дожде?....Эта  игра  проводиться  на  разные  лексические  темы.

  1. На  подбор  антонимов:

Предлагаются  два  набора  картинок,  разных  по содержанию: «заколдованные» (мальчик  отбирает  конфету,  грязные  овощи)  и  «расколдованные» (мальчик  угощает  конфетой,  чистые  овощи).  Дети  должны  расколдовать   картинки.  Надо  заколдованную  картинку  накрыть  расколдованной.

  1. На  подбор  синонимов:

- Называется  предложение  и  выделяется  определенное  слово.  Дети  должны  подобрать  синоним. Например:  Заяц  убегает  от  лисы  -  удирает,  спасается, мчится. Аналогично подбираются  существительные и прилагательные.

- Назови  другим  словом.  – Я  называю  словосочетание  и  задаю  вопрос: « Бросать  мяч. Как  это  действие  можно  назвать  иначе,  другим  словом?»  Даются  образцы  правильных  ответов:  бросать  мяч – кидать  мяч».

  1. На  использование  прилагательных:

         Ребенку  предлагается  рассмотреть  предмет ( например,  зимняя  шапка).  Воспитатель  просит  ребенка определить,  какого  цвета  шапка, какой  формы, какого  размера.  Далее  даются  инструкции  и  задаются  вопросы:  погладь  шапку.  Какая  она  на  ощупь? Подними  ее  на  руке.  Какая  она  по  весу?

  1. На  использование  однокоренных  слов:

       Загадывается  загадка. Например,  про  снег.  Дети  подбирают  слова,  в  которых  слышится «снег» или «снеж».

  1. На  объяснение  значения слов:

           Демонстрируется  кукла  Незнайка.  «Вы  знаете,  почему  Незнайку  так  назвали?  Потому  что  он  ничего  не  знает, но  хочет  узнать.  Давайте  поможем  ему».  Далее вопросы:  Например,  что  такое  кастрюля?  Ответ  детей:  кастрюля – это  посуда (с  помощью  обобщающего  понятия)  или  более  сложный  вариант:  кастрюля – это  металлическая  посуда,  в  которой  варят  пищу  (с  помощью  обобщающего  понятия  и существенных  признаков  предмета,  отличающих  его  от  других  предметов).

                Обогащение  и  активизация  словаря  может  проводиться не  только  в  процессе  обучения,  но и в разных видах  деятельности  детей. Вот  некоторые  примеры:

  1. Пополнение  словаря  в  сюжетно – ролевых  играх:

«Магазин»

Цель:  познакомить  детей  с  продуктовым  отделом,  учить  правильно  называть  продукты.

«Салон  красоты»

Цель:  учит  правильно  называть и  применять  предметы,  необходимые  в работе.

Особый интерес у детей  вызывает  игра « Доктор».

  1. Пополнение  словаря  в экологическом  воспитании:

Цель:  дать  более  глубокое  представление  о  временах  года,  состоянии  погоды,  о растениях  и уходе  за  ними,  об  овощах  и фруктов, о домашних и диких  животных.

  1. Пополнение  словаря  при  чтении  художественной  литературы:

Цель:  учить  отвечать  на  вопросы  по  содержанию,  давать  объяснение  новым  словам,  учить  оценивать  поступки  героев, широко  использовать  загадки.

  1. Пополнение  словаря  при  использовании  настольно – печатных  игр.

  1. Пополнение  словаря  в  работе  по  развитию  элементарных  математических  представлений.

Чаще  используются  наглядно – действенные, словесные  приемы  обучения. Указания  побуждают  детей  следить  за  действиями  педагога, знакомят  с  точным  словесным  обозначением  данных  действий.

Работа  по  формированию  словарного  запаса  будет  успешной если:

- будет  проводиться  поэтапно;

- будет  обязательно  сопровождаться  самостоятельной речью  ребенка;

- будет  организована  исследовательская  деятельность дошкольников:  изучение  цвета, формы,  величины, запаха,  возможностей  движения  предмета,  его  качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Статья "Как помочь ребенку обогатить его словарный запас"

Данная статья преднозначина, как для родителей, так и для педагогов. Она имеет подбор словесных игр по развитию и обогащению словарного запаса детей....

Статья на тему: "Как же работать над развитием словарного запаса у детей?"

Чтобы дети с задержкой речевого развития могли запомнить то или иное слово, им надо его услышать большее количество раз, чем их ровесникам по возрасту. Из этого следует необходимость закрепления слова...

Статья на тему "Исследование взаимосвязи объёма кратковременной памяти и словарного запаса у детей дошкольного возраста "

Значение словарного запаса в жизни человека огром­но, известный советский психолог Л.С Выготский считал, что если ребенок не знает  названия вещи, то он как бы не видит ее. Следовательно, чем...

Статья "Формирование словарного запаса у детей раннего возраста посредством рассматривания предметных и сюжетных картинок"

В статье говорится о формировании словарного запаса у детей раннего возраста посредством рассматривания предметных и сюжетных картинок. Представлена систематизация методики работы по данной теме и сов...