Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств
статья по развитию речи

«Современные педагогические технологии по развитию речи и коммуникативным навыкам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_alena_2.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20  

 Доклад

 «Современные педагогические технологии по развитию речи и коммуникативным навыкам» 

 

                                                                                                    Подготовила

                                                                                                   воспитатель Христенко А.М.

Химки 2021г

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования.  

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.

 

 

 Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. 

В практике работы педагогов ДОУ используется система работы по видам образовательной деятельности:

-   образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

-  самостоятельная деятельность детей;

- взаимодействие с семьей;

- взаимодействие с социальными партнерами.

         Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, образовательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста  - игровая деятельность.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению современных педагогических технологий и методов во всех видах детской деятельности.

В настоящее время дошкольным учреждением используются современные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей и способствующие развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

  • Социо  -  игровые технологии;
  • Квест - технологии;
  • Арт - технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технологии наглядного моделирования.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

  • ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
  • содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
  • технология должна носить здоровьесберегающий характер;
  • основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
  • реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
  • организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Социо — игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: 

Классификация игр социо-игровой направленности:

- игры для рабочего настроения  (Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела);

- игры разминки (Игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша.); 

- игры социо-игрового приобщения к делу (Используются в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу);

- игры творческого самоутверждения (При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия) ;

- игры вольные (выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе)

В социо-игровой технологии игра происходит между микрогруппами, и в самой микрогруппе. В микрогуппах дети связаны: совместными играми,  занятиями, заданиями,  общей тайной, помогают друг другу, свободно и с интересом обсуждают  вопросы. Дети содействуют. Они соучастники. Социо-игровая технология создает все условия для успешного развития речи и делового общения детей в процессе обучения. В общении с равными партерами ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в сообществе среди людей. Это очень важно для ребенка начинать именно с дошкольного возраста. 

Используя «золотые» правила социо — игровой технологии, дети научаются:

  • слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
  • у детей развивается речевое взаимодействие;
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми;
  • отсутствует чувство страха за ошибку.

Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить  что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии  речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Картинка в данной технике - это  крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению речевого высказывания с опорой на модель.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры; предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Мнемотаблицы по сказкам

1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь»«Три медведя»«Репка»«Курочка ряба».

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии  речи дошкольников.

Для детей старшего и подготовительного возраста  можно  использовать карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей: наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащает словарь, развивают логическое мышление. Итак, что такое карты Проппа и как с ними нужно работать?

Известный филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок.  Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными. Одна карта - это определенное событие сказки. Карты Проппа - это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки,  они позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

 

Одной  из  разновидностей  технологии наглядного моделирования,   которая является эффективным методом развития речи ребенка и  позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обычно существительное.

     Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И здесь на помощь  к нам приходят арт - технологии. 

Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников, являются:

  • Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.
  • Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Развитие коммуникативных способностей.

Современная  арт-технология включает  в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия,  имаготерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.

Это использование музыки в занятиях с ребенком в  любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие  коммуникативных способностях малыша.

При использовании музыкотерапии происходит:

  1. эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;
  2. ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;
  3. происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.

 ИМАГОТЕРАПИЯ

Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми помогают разнообразить  занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Имаготерапия имеет различные подвиды:

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.

Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. 

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Библиотерапия  направлена на решение задач:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся им по душе.

Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. 

КИНЕЗИО -ТЕХНОЛОГИЯ

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи малышей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр  можно создавать  мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

   Можно вовлечь детей в новую игру по придумыванию новых  интересных сказок – создание электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь

В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Мы взрослые записываем сочиненную детьми сказку, рассказ.

Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. Каждая группа, в которые объединяются дети для создания «странички», обсуждает, что и как можно нарисовать, чтобы наиболее интересно отразить сюжет сказки, продумывают, как расположить лист и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел не только красиво, но и информативно. Взрослые подводят детей к различным вариантам композиционного решения поставленной задачи. Кто-то рисует картинку цветными карандашами и красками. Затем дети складывают рисунки в определенной последовательности. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point.

Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома -  ребёнок. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.

 

КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИЯ

Одной из таких технологий является квест - технология.

Слово «квест» в переводе с английского обозначает - поиск приключений, игра. В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Изначально выстраивается сюжет, который направлен на достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя коллективные задания и находя подсказки.

Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. 

Все это характеризует квест-игру как уникальную форму образовательной деятельности, помогапющую развивать речь детей.

Детские квесты наряду с образовательными (усвоение новых знаний и закрепление имеющихся, воспитательными (формирование навыков взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи, работы в команде) помогают реализовать и коррекционно-развивающие задачи:

 .

Вывод, что: Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.  Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог- родитель»

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств *

Статьи[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18479765","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"334"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...

Научные, научно-методические и учебно методические публикации, в том числе в электронной версии на сайте профильных издательств

Учебно-методические публикации, в том числе вэлектронной версии на сайте профильных издательств...