Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС
статья по развитию речи

Беленчик Марина Тимофеевна

Работая с детьми младшего  возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами  детей,  как  слабое  развитие  кисти  рук,  слабые  запоминания  цвета, формы, нарушения моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность.Функция человеческой руки уникальна и универсальна.Значит, чтобы развивать ребенка и его мозг, нужно тренировать руки. Интеллект  развивается  параллельно  с  развитием  руки. Понимая  важность этой проблемы, мы поставили перед собой цель - развитие мелкой моторики рук у детей, посредством дидактических игр и игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_posredstvom_iz_sbornika.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С УЧЕТОМ ФГОС

М. Т. Беленчик,

воспитатель

МКДОУ ЗАТО Знаменск, детский сад № 6 «Лукоморье»,

miss.irinka07s@yandex.ru

В  статье  раскрываются  вопросы  формирования  и  совершенствования  тонкой моторики пальцев рук. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы  и  речевую  функцию  ребенка.  Мелкая  моторика  представляет  собой  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Тренировка рук необходима для развития мозга. В статье приводятся различные игры для решения поставленной задачи.

Ключевые слова: дошкольник, мелкая моторика рук, речь, дидактический материал

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей.  Младший  возраст  детей  –  это  тот  период,  когда  формируютсяи развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития  мелкой  моторики,  является  одним  из  важных  показателей  готовности детей к обучению в школе [1]. Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания, мышление, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.

Работая с детьми младшего  возраста, мы сталкиваемся с такими проблемами  детей,  как  слабое  развитие  кисти  рук,  слабые  запоминания  цвета,формы, нарушения моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение. В школе отмечается,  что  первоклассники  из-за  недостаточного  развития  испытывают трудности  в  овладении  навыков  письма.  Изучив  научную  и  методическую литературу, мы пришли к выводу, что развитие кистей рук связано с развитием мышления и речи ребенка [2].

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использовали научные навыки в своей работе с детьми итальянский педагог Мария Монтессори [3]. Значит, чтобы развивать ребенка и его мозг, нужно тренировать руки.

Интеллект  развивается  параллельно  с  развитием  руки.  Понимая  важность этой проблемы, мы поставили перед собой цель. Развитие мелкой моторики рук у детей, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая  предметно-развивающая  среда,  приобретены  игры  и  пособия для развития  мелкой  моторики,  многие  сделаны  своими руками.  Сенсорно-дидактический  стол  является  частью  центра  развивающих  игр.  Работу за столом осуществляем с небольшой группой детей и индивидуально [4].

Побуждая  малышей  к  самостоятельным  действиям  с  дидактическим материалом, наблюдаю за правильностью выполнений заданий, при необходимости оказываю помощь. Повышаю интерес малышей, превратив их действия в занимательную игру.

Создали  накопительную  папку  пальчиковых  игр,  стараясь  подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности,  по  сезонности  и  с  большим  разнообразием  движением  пальцев рук.  Провожу  пальчиковую  гимнастику  не  только  в  образовательной  деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.

Значимое место в процессе сенсорного обучения и развития моторики рук занимают дидактические игры-тренажеры, сделанные своими руками [5]. Любимая игра наших малышей («Сухой бассейн») [6]. Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку.  Найденная  игрушка  доставляет  огромную  радость  малышу.  Использование  такого  пособия  многофункционального,  это  и  мозаика, и предметы.

Например,  из  контейнеров  от  шоколадных  яиц  получаются  хорошие погремушки в стиле Монтессори. Для этого нужно взять четное количество одинаковых  киндер-коробочек,  наполнить  их  попарно  разными  сыпучими продуктами  разного  размера.  Задача  ребенка  –  найти  2  контейнера с одинаковым звучанием. Такая игра поначалу и мамам будет интересно.

Следующий вариант – игра «Варежки», в ходе которой развиваем тактильные ощущения, умения выбрать предмет одной фактуры.

Одна из развивающих игр по системе Никитиных, игра «Сложи квадрат». Учим детей складывать квадрат из разноцветных фрагментов различной формы. Разноцветные бельевые прищепки – это главный тренажер для развития мелкой моторики, так как они тесно связанны с речевой функцией. Многократное повторение движений дает отличную тренировку пальчикам рук.

Известно всем, что дети любят различные театрализованные представления  [7].  Театр  перчаточных  кукол  приносит  ребятам  большое  удовольствие,  ведь  при  помощи  них  они  могут  изображать  различные  действия.

Движения  пальцев  рук  влияют  на  развитие  моторной  функции  речи и стимулируют развитие других психических функций [8].

Проводим  работу  по  совершенствованию  сенсорного  восприятия и развитию рук на прогулке. Это, конечно же, игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке. Но и ставить отпечатки ладошками,изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги  и  мир.  Это  разнообразно,  интересно  и  поучительно.  Как  говорил

К. Д. Ушинский:  «Дитя  устает  не  от  сложности  задания,  а  от  скуки и однообразия» [9].

Работая в системе, мы постепенно добиваемся значительных результатов, у ребят пальчики становиться более ловкими, подвижными и гибкими. Речь развивается интенсивнее. И самое главное, у малышей развиваются положительные  ощущения,  уверенность  в  себе,  своих  возможностях,  то  ради чего мы всё это делаем!

Список литературы

1.  Зажигина,  О.  А.  Игры  для  развития  мелкой  моторики  рук

с использованием  нестандартного  оборудования  /  О.  А.  Зажигина.  –  СПб.  :

Детство-Пресс       , 2018. – 96 с.

2.  Тимофеева,  Е.  Ю.  Пальчиковые  шаги.  Упражнения  на  развитие

мелкой  моторики  / Е. Ю.  Тимофеева, Чернова  Е. И.  –  СПб. :  Издательство

Корона-Век, 2017. – 32 с.

3.  Белая,  А.  Е.  Пальчиковые  игры  для  развития  речи  дошкольников  :

пос. для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. : ООО Изда-

тельство АСТ, 2000. – 48 с.

4.  Крупенчук,  О.  И.  Научите  меня  говорить  правильно!  :  пос.

по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. – СПб. : Издатель-

ский Дом Литера, 2005. – 208 с.

5.  Крупенчук,  О.  И.  Пальчиковые  игры  :  учеб.  пос.

/ О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008.

6.  Гаврина, С. Е. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисо-

вать» : популярное пос. для родителей и педагогов. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутяви-

на, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Ярославль : Академия развития, 2000.

7.  Нищева, Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультми-

нуток, пальчиковой гимнастики» / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.

8.  Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольни-

ков : пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. – М. : АСТ, 1999.

9.  Цвынтарный,  В.  В.  Играем  пальчиками  и  развиваем  речь

/ В. В. Цвынтарный // Серия «Учебники для вузов». – СПб. : Лань, 1999.

Статья опубликована в сборнике «Основные  вопросы  лингвистики,  лингводидактики  и  межкультурной  коммуникации : сборник материалов XV Международной научно-практической конференции» (г. Астрахань, 29 апреля 2020 г.) / сост. Е. Н. Шугаева. – Астрахань : Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021.  – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Мелкая моторика это совокупность скоор...

развития мелкой моторики посредством использования дидактических игрушек детей младшего дошкольного возраста

Свою работу по развитию мелкой моторики проводила с детьми 1 младшей группы. В группу приходят дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируют...

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течении все жизни. Мелкая моторика-это совокупность скоорд...

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр

Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течении все жизни. Мелкая моторика это совокупность скоорд...

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС

небольшой  методический материал по развитию мелкой моторики для 2- 3 возраста...

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с учетом ФГОС.

развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста посредством дидактических игр и игрушек....

Методическая разработка " Развитие мелкой моторики посредствам дидактических игр"

Развитие мелкой моторики посредствам  дидактических игр...