"Путешествие по сказкам бабушки Куприянихи (А.К. Барышниковой)".Занятие по развитию речи в старшейтгруппе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шульгина Лилия Алексеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада по мотивам творчества народной сказительницы Анны Куприяновны Барышниковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_skazkam_babushki_kupriyanihi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 95»

Путешествие по сказкам

Анны Куприяновны Барышниковой (Куприянихи).

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы.

                                                            Воспитатель – Шульгина Л.А.

2023 год.

      Цель

  • Уточнить и обогатить знания детей о творчестве воронежской сказительницы А.К. Барышниковой (бабушки Куприянихи).
  • Систематизировать и углублять знания о русских народных сказках.
  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
  • Развивать воображение, зрительную память, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к национальной культуре, к книгам, устному народному творчеству.
  • Формировать навык сотрудничества, доброжелательности в совместной деятельности.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок  А.К. Барышниковой, русских народных сказок, сказок российских писателей.
  • Оформление выставки иллюстраций к русским сказкам в книжном уголке.
  • Знакомство с русскими  пословицами о добре и зле.
  • Игры-драматизации по русским народным сказкам.
  • Рисование героев из сказок А.К. Барышниковой, русских народных сказок.

Оборудование: 

  1. Сундук, клубок ниток, имитация книги сказок, портрет А.К. Барышниковой, странички-иллюстрации к русским сказкам, конверты с заданиями.
  2. Кроссворд «Ключ» (см. приложение 1)
  3. Головоломка «Колумбово яйцо» и индивидуальные карточки-схемы.
  4. Карточки с иллюстрациями к сказкам для Д/и «Исключение лишнего»
  5. Карточки-ребусы к Д/и «Зашифрованные слова».
  6. Аудиозапись с отрывком из произведения М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках».

                 

Ход занятия.

 

    Дети находят в группе  новый необычный предмет – сундук. Решают открыть его и обнаруживают в нём шаль, клубок ниток, веретено и «книгу сказок», рассматривают предметы и высказывают предположения, кому они могли бы принадлежать и почему здесь оказались.

Воспитатель: Думаю, вы правы, всё это могло принадлежать бабушке, ведь кто лучше бабушки умеет рассказывать сказки? И традиция эта пошла с очень давних времён. Когда ещё не было не то что компьютеров, но и телевидения, и даже электрического освещения! Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, вышивали или вязали, а заодно и рассказывали детям, собравшимся вокруг, сказки. На Руси даже был праздник, посвящённый сказкам, пословицам и прибауткам. Длился он целую неделю и назывался «Емелина неделя». Люди придумывали и рассказывали сказки и приговаривали: «Мели, Емеля, твоя неделя!».

    Воспитатель: Ребята, а для чего нужны людям сказки? (ответы детей)

А вы любите слушать сказки? А за что вам они нравятся? Как можно сказать о сказках, какие они? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, у нас же есть новая книга сказок, хотите почитаем?

Открыв «книгу», выясняется, что все страницы исчезли, а вместо них – письмо.

    «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книжки? Это я, Баба Яга, разбросала их, по ветру развеяла! Ищите, может и отыщете. Посмотрим, помогут ли вам всякие бабушки-сказочницы».

Воспитатель: Видно обиделась Баба-Яга, что её не любят, снова за проделки взялась, не хочет зло, чтобы добро побеждало. Нам срочно нужно все странички отыскать, чтобы книгу прочитать. Вот только где искать, куда идти мы не знаем. Кто нам укажет путь? (Высказывания детей).

    Воспитатель: Во многих русских сказках есть волшебный предмет, который указывает дорогу героям. Вспомните, что это? А у нас как раз есть один такой. Ой, ребята, что делать, он весь размотан! Нужно смотать его заново, чтобы вернуть ему волшебную силу, но при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовём, тем больше сил появится у нашего клубочка.(Игра «Назови сказки», дети называют сказку, наматывают нитку и передают клубочек друг другу).

    Дети вместе с воспитателем произносят: «Нам, клубочек, помоги и дорогу укажи!» Клубок приводит к кроссворду «Ключ». (приложение1).

Дети разгадывают кроссворд и читают по вертикали получившееся слово: КУПРИЯНИХА.

    Воспитатель: Ребята, а кто же это? (ответы детей). За выполненное задание дети получают несколько страниц с иллюстрациями из сказок.

Воспитатель предлагает детям поискать, может, где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы? (Проводится гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вниз, вверх, налево, направо).

Страниц не видно.

    Дети и воспитатель просят клубочек помочь найти оставшиеся страницы. Клубочек «приводит» к конверту со следующим заданием. Детям предлагается  закончить отрывок из сказок бабушки Куприянихи:

«Сидит птичка, под ней - …»  (21 яичко).

«Ты мне не перечь, ни к чему мне такая …» (речь).

«Нажил плешь, а не научился варить по-солдатски…» (кулеш).

«Спать положили на дубовой перине. Спала я на ней, спала, все бока…» (содрала).

«Что старик потопает, то старуха…» (слопает).

«Вот загорелась заря, будит солдат…» (царя).

«В ворота постучали, собаки…» (заворчали).

«Тут и басенке конец. Кому сказка, а мне – сладкий …» (леденец).

    Воспитатель уточняет, как называются слова, которые дополняли дети? (рифмы). В награду за правильный ответ находится ещё одна страница.

   Дети собираются продолжить путь, как вдруг раздаётся музыка. (Звучит фрагмент произведения М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»). Воспитатель предлагает  детям пофантазировать, что они услышали в этой музыке? (Ответы детей).

    Клубок приводит к очередному заданию. Проводится Д/и «Угадай сказку по персонажам» (воспитатель зачитывает):

  1. Бедный брат, богатый брат, купец, хромой бес, косой бес. («Правда и кривда»).
  2. Солдат, царь, разбойники. («Брат Алёша»).
  3. Волк, лиса, конь, баран круторогий. («Волк жадный, на чужое добро повадный»).
  4. Три сестры, мать, отец, дудочка из тростиночки. («Золотой перстенёк»)
  5. Два умных брата, один – дурачок, царевна, конь волшебный. («Золотой конь»).

    За правильные ответы дети получают страницы из книги сказок.

В следующем конверте – наборы маленьких карточек с иллюстрациями и персонажами сказок. Проводится игра «Исключи лишнее» (приложение 2). Лишние карточки – персонажи зарубежных сказок, карточки с иллюстрациями к авторским сказкам русских писателей и т.п. Дети отбирают все карточки, относящиеся к русским народным сказкам.

    Воспитатель: Ребята, наш клубочек совсем устал. А вы не устали? Не хотите силы восстановить? Знаете, чем на Руси богатыри силу восстанавливали, про неё и сказку сочинили? Слышали про репку? Проводится физкультминутка:

Вот её мы посадили (наклониться).

И водой её полили (имитация движения).

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны).

А теперь её потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды).

Будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать силу).

Дети  продолжают путь со словами:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке:

1, 2, 3, 4, 5,

А по этой вот дорожке, скачем мы на левой ножке.

1, 2, 3, 4, 5,

Стоп. Немного отдохнём,

Сказочный конверт найдём.

    Дети подходят к столам. Выполняются индивидуальные задания. Нужно собрать изображения по схеме, используя головоломку «Колумбово яйцо».

В итоге дети определяют, что у каждого получилась птица, вспоминают, что в сказках А.К. Барышниковой встречается Птица Прекрасная Перья Красные. (находятся ещё странички книги).

    Воспитатель: Птицы у русских  людей символ  счастья, достатка, благополучия, в сказках встречаются Жар-птица, лебёдушка. Но вот о чём мудрый русский народ никогда не забывал узнаете, если сможете прочесть слова! Они тоже – заколдованы!

    Проводится Д/и «Допиши и прочитай». Дети читают пословицу:

«КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНИЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНИЕМ!»

Воспитатель: А как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

    Вот и вам сегодня все ваши умения пригодились, чтобы с заданиями справиться! Посмотрите, как много мы страничек нашли! Только вот ещё что, одно из самых главных умений – отличить добро от зла! Это порой очень трудно сделать! (Проводится Д/и «Добрые и злые»). Дети вспоминают пословицы о добре и зле.

   В завершение детям предлагается  разделиться на 2 команды и дорисовать портрет доброго и злого волшебника.

   Все задачи выполнены! Добро снова победило, можно возвращаться в детский сад! Воспитатель благодарит детей, за старания. Открывает сундук и достаёт оттуда в награду детям настоящую книгу сказок бабушки Куприянихи. В сундуке же оказываются и альбомы-раскраски по мотивам русских народных сказок.

Приложение 1.

  1. Кто в сказке жадный на чужое добро повадный? (волк)
  2. Какой музыкальный инструмент добыл Иван у Змея Горыныча? (гусли).
  3. Кого Иван вместо себя в раскалённой бане оставил? (пышка)
  4. Что досталось герою от Птицы Прекрасной – перья красные? (перо)
  5. Правда победила, а она была наказана. (кривда)
  6. Она в ступе летает, помелом следы заметает, а кого зажарить хочет, на лопату сажает. (Яга)
  7. Что Иванушке подарила царевна? (перстень)
  8. Как звали сказочного коня? (Сивка)
  9. Волшебная, но не палочка, а палка. (посох)
  10. Он и царевич, и дурак, со сложными задачами справляться мастак! (Иван)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный конкурс «Сказки бабушки Куприянихи»

Сценарий сказкидля старшего возраста«Лисица сестрица – красная девица»по мотивам одноименнойсказки А.К. Барышниковой...

Сказки Бабушки Куприянихи.

Данный материл представлен для театрализации. Сценарий составлен на основе сказки А.К.Барышниковой....

Закрепляющее занятие по развитию речи в средней группе по сказке К.И.Чуковского "Федорино горе", "Поможем бабушке Федоре".

Помочь детям вспомнить название и содержание уже известной им сказки, оценить поступки главной героини. Воспитывать бережливость, любовь к чистоте, аккуратность....

«Путешествие по сказкам К. И. Чуковского». Конспект коррекционного занятия по развитию речи с детьми подготовительной логопедической группы (игра по станциям)

31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения К.И. Чуковского-замечательного русского писателя. Данная методическая разработка даст возможность повторить с детьми произведения К.И. Чуковского...

ООД « Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию из бросового материала для детей группы среднего возраста.

ООД « Путешествие по сказкам А. С. Пушкина».Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию из бросового материала для детей группы среднего возраста.  Цели:...