Конспект по развитию речи «Формирование грамматического строя речи для детей старшей группы «Пересказ сказки « Петух да собака»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Степина Мария Евгеньевна

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskiy_stroy_rechi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 

Задачи:

Связная речь: учить детей пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

Словарь: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака;

Грамматика:

-учить использовать в речи сложноподчиненные и вопросительные предложения;  

-ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;    

-образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

Звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Материал: 

Собака из театра бибабо.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

     Гладишь - ласкается,

     Дразнишь - кусается. ( Собака.)

Задает вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака?    

- Какие бывают собаки?

- Какие бывают собаки по характеру?

- Кто такой щенок?

- Что умеют делать собаки? (Лаять, сторожить, бегать.) А как сказать по-другому?

- А теперь послушайте другую загадку:

     Хвост пушистый,

     Мех золотистый,

     В лесу живет,

     В деревне кур крадет (лиса.)    

- Почему вы думаете, что это лиса?

- Теперь подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно.) Что она делает? (Подкрадывается, ступает неслышно.)

- А когда лиса, увидев охотников, убегает, как еще можно сказать, что она делает? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой.)

- Лиса рыжая, пушистая. Про кого еще можно сказать: рыжая, пушистая? (Белка, собака, кошка.) Про кого можно сказать: рыжий, пушистый? (Лисенок, бельчонок, котенок.)

- Вспомните, о каких предметах можно сказать «большое, пушистое»? (Одеяло, полотенце.)                                                                                        

Физкультминутка:

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (поворот туловищем вправо, влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали

Словно Ванькой-встанькой стали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (упражнения на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

Занятие продолжается.

Воспитатель читает сказку «Петух да собака».

Задает вопросы:

- О чем говорится в этой сказке?

- Где остановились на ночлег петух и собака? (Петух взлетел на сук. Собака залезла в дупло.)

- Как лиса расхваливала петуха, что она ему говорила? («И крылышки – то красивые, и гребень – то красный, и голос – то звонкий».) Как она с ним разговаривала? (Ласково, хитро.)

- Что петух ответил лисе? (Ему нельзя одному идти, у него товарищ, он ночует в дупле.)

- Чем закончилась сказка? (Лиса кинулась в дупло, а собака поймала ее и разорвала.)

Воспитатель повторно читает сказку. Предлагает детям пересказать ее. Можно организовать пересказ по ролям.

Заслушиваются два пересказа. Дети выполняют задание подгруппами, предварительно договорившись, кто будет пересказывать, и распределив роли. Перед началом пересказа он предупреждает: «Когда вы будете рассказывать сказку, то голосом передайте, как ласково лиса разговаривала с петухом».

Оценивая пересказы, воспитатель обращает внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации.

Появляется собака. Здоровается с детьми.

- Ребята, к нам пришла необыкновенная собака; - говорит воспитатель. – Она умеет разговаривать и считать. Можете спросить ее, сколько у нее хвостов, носов. Спросите правильно, и собака ответит.

Дети обращаются к собаке с вопросами.

Собака отвечает : -« у меня один нос, у меня один хвост» и т.п. Если ребенок употребил неправильную форму, собака молчит. Воспитатель поощряет его к новой попытке («Как надо сказать правильно, по-другому?»).

Затем собака прощается с детьми.

Воспитатель предлагает:

- Я буду начинать фразу, а вы заканчивать, чтобы получилось складно.

- Ты, лисичка, где была? (На лугу цветы рвала.)

- Ты, лисичка, где гуляла? (Я цветочки собирала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо развитию речи(формирование грамматического строя речи)в старшей группеТема: «Путешествие в волшебный лес»Задачи:Воспитательные...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей подготовительной группы «Зимующие птицы»

Цель: обобщение и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».Задачи:Коррекционно-образовательные: расширение и активизация словаря детей по теме «Зимующие птицы», совершенство...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Пересказ сказки "Петух да собака""

Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи:-учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц-учить ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (формирование грамматического строя речи) в старшей группе «Путешествие в волшебный лес»

Воспитательные задачи:- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься; умение слушать друг друга; бережное отношение к обитателям живой природы.Образовательные...