Занятие в старшей логопедической группе по сказке В. Сутеева "Капризная кошка"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Абзаева Елена Ивановна

Конспект занятия

В. Сутеева "Капризная кошка"

Цель - развитие интереса к художественной литературе на материале сказки  В.Г. Сутеева «Капризная кошка».

Задачи:

1. Образовательные:

активизировать словарь за счет использования обобщающих понятий;

закреплять навыки словообразования: образование притяжательных прилагательных, образование родственных слов;

- развивать способность замечать выразительные средства родного языка (фразеологический оборот «шерсть встала дыбом»).

2. Развивающие:

- развивать диалогическую и монологическую формы речи;

- развивать зрительное и слуховое внимания, мышление, память, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- развивать эмпатию, учить сопереживать героям произведения.

3. Воспитательные:

- приучать детей внимательно слушать произведения художественной литературы;

- воспитывать умение выслушивать до конца педагога и детей;

4. Логопедические:

- развивать подвижность языка, губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

- способствовать развитию навыка выразительной речи детей.

 

Оборудование: слайдовая презентация к занятию "Капризная кошка", телевизор (экран); для каждого ребенка материал для составления схемы в соответствии с текстом: лист белой бумаги формат А-4, разделенный на 8 клеток, силуэтные изображения (по тексту); клей-карандаш, салфетка, цветные карандаши.

 

Методы обучение: наглядные, словесные, практические.

 

Ход занятия

1 часть - организационная.

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Какие вы красивые, как маленькие солнышки. Так и хочется зажмуриться и улыбнуться. Давайте посмотрим друг на друга, и выполним артикуляционную гимнастику "Улыбочка-хоботок".

Артикуляционная гимнастика:

                   «Улыбочка-хоботок»:

Улыбайся народ,

Потом губы – вперёд!

И так делаем раз шесть.

Всё! Хвалю! Начало есть!

Описание: «Улыбочка» - удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

               «Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

 

Педагог: А чтоб наша улыбка была белоснежной, предлагаю почистить зубки.

                         «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Педагог: Для поднятия настроения угостимся мы вареньем.

                          «Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

 

Сюрпризный момент.

Педагог: Ребята, мы сегодня не одни - к нам забежала пушистая гостья. Внимание на экран. (слайд 1)

Дети: Это кошка!

Педагог: Посмотрите на кошку и скажите, какая она?

Дети: Кошка рыжая, красивая, у нее пушистая шерстка, зеленые глаза, у нее усы торчат, у нее есть когти, она мурлычет.

Педагог: Чтобы нашей гостье не было скучно, давайте подберем к слову «кошка» родственные слова, например: кошка - кошечка.

Дети: кот, котята, котяра, котище.

      Дидактическая игра «Чей, чья, чье» (образование притяжательных прилагательных) (слайд 2)

          - У кошки ухо чье? (Ухо кошачье)

          - У кошки хвост чей? (Хвост кошачий)

          - У кошки лапа чья? (Лапа кошачья)

       Дидактическая игра «Чем питается кошка?» (слайд 3)

 

2 часть - основная.

Педагог: Ребята, сегодня мы познакомимся еще с одной кошкой  - из  рассказа Владимира Сутеева «Капризная кошка». А почему ее называли капризной, вы сейчас узнаете. Чтение рассказа  «Капризная кошка».

Вопросы по тексту:

- Как называется рассказ, который я вам сейчас прочитала? ("Капризная кошка")

- О ком этот рассказ? ( Этот рассказ о девочке и ее капризной кошке.)

- Сколько героев в рассказе? (В рассказе два героя - девочка и кошка.)

- Что делала девочка?  ( Девочка рисовала.)

- Что нарисовала девочка? (Девочка нарисовала дом с трубой.)

- Почему кошке не понравился дом? (Потому что в нем не будет мышей. Потому что дом будет сторожить собака Бобик.)

- Как вы понимаете выражение "шерсть дыбом встала "? (Кошки боятся собак, они выгибают спинку и шерсть поднимается.)

 

Педагог: Ребята, вам понравился рассказ? Чтоб лучше запомнить этот рассказ, предлагаю создать иллюстрации с помощью силуэтных картинок, которые я для вас приготовила.

Педагог: Итак, с чего мы начнем? Кто запомнил начало рассказа?

Дети: Девочка сидела за столом и рисовала картинки.

Педагог: Правильно. Возьмите картинку с изображением девочки и наклейте ее в клеточку под номером 1. (слайд 5)

Педагог: Что было потом?

Дети: Вдруг пришла полосатая Кошка и стала смотреть, что делает Девочка.

Педагог: Молодцы! Картинку с изображением кошки наклейте в следующей клеточке под номером 2. (слайд 6)

Педагог читает: "Что это ты делаешь? — спросила любопытная Кошка. Я рисую для тебя домик,— сказала Девочка. — Смотри: вот крыша, вот труба на ней, а это двери... - А что я там буду делать? Будешь печку топить, кашку варить. И Девочка нарисовала, как из трубы идет дым. - А где окошко? Ведь кошка прыгает в окошко! Вот тебе окошки. Раз, два, три, четыре... — сказала Девочка и нарисовала четыре окна".

Педагог: Какая картинка будет следующей?

Дети: Дом.

Педагог: Верно. В третьей клеточке наклейте картинку "дом". (Дети выполняют задание) (слайд 7)

Педагог читает далее: "А где я гулять буду? - Вот тут. Девочка нарисовала забор вокруг домика. — Это будет сад, — сказала она. Кошка посмотрела и фыркнула: - Какой это сад? Тут ничего нет!.. - Подожди, - сказала Девочка. — Вот тебе клумба с цветами, вот яблоня с яблоками, а здесь огород: тут морковка и капуста растет..."

Педагог: Что в саду нарисовала девочка?

Дети: Забор, яблоню с яблоками, морковку и капусту, клумбу с цветами.

Педагог: Выберите нужные картинки и наклейте в клеточке под номером 4.

(Дети выбирают нужные по тексту картинки и самостоятельно наклеивают в клеточку номер 4.)  (слайд 8)

Педагог продолжает читать рассказ: " Капуста? — поморщилась Кошка. - Где я буду рыбку ловить? Вот здесь. И Девочка пририсовала пруд, а в пруду — рыбок."

Педагог: Ребята, вы уже догадались, какая картинка будет следующей?

Дети: Да! Пруд с рыбками.

(Дети наклеивают картинку в клеточку номер 5) (слайд 9)

Педагог  читает рассказ далее: "Это хорошо... А птички будут? — спросила любопытная Кошка. — Я люблю птичек. - Будут. Вот тебе курочка, вот петушок, вот гусь, а вот и три цыпленка... Тут Кошка вдруг облизнулась, замурлыкала и тихо-тихо сказала: - Ну, а мышки там будут... в домике? - Нет, мышей не будет."

Педагог: Каких птиц нарисовала девочка?

Дети: Курочку, петушка, гуся и трех цыплят.

Педагог: Все правильно. Найдите картинку с изображением нужных птиц и наклейте в клеточке номер 6. (Дети выполняют задание.) (слайд 10)

Педагог продолжает читать рассказ: "А кто же будет мой домик сторожить? - Его будет сторожить... Девочка нарисовала будку. — Его будет сторожить вот этот Бобик!"

Педагог: Кто будет сторожить дом?

Дети: Сторожить дом будет собака по кличке Бобик.

Педагог: Какие вы внимательные! Продолжаем заполнять нашу схему - в клеточку номер 7 наклейте картинку с изображением собачки. (Дети выполняют задание.) (слайд 11)

Педагог в это время заканчивает читать текст рассказа: "Кошка даже хвостом дернула, и шерсть у нее почему-то дыбом встала. — Не нравится мне твой домик, — сказала Кошка, — Не хочу я там жить! И ушла, будто ее обидели. Вот какая капризная Кошка".

Педагог: Ребята, какую картинку вы б наклеили в последнюю, восьмую клеточку?

Дети: Картинку, на которой кошка с выгнутой спиной.

Педагог: Заканчивайте нашу схему, доклеивайте последнюю картинку. (Дети выполняют задание) (слайд 12)

 

Физминутка "Кошка"

Вот окошко распахнулось,  (Руки в стороны)

Вышла кошка на карниз, (Имитация мягкой   походки кошки)

Посмотрела кошка наверх, (Запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (Опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (Повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух, (Повернуть голову направо)

Потянулась, улыбнулась (Соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.

 

Дети садятся на свои места.

 

3 часть - заключительная. Рефлексия.

Педагог: Ребята, какой рассказ мы прочитали? Кто автор рассказа?

Дети: "Капризная кошка". Автор Владимир Сутеев.

Педагог: Какая была кошка?

Дети: Кошка была очень капризной.

Педагог: Хорошо быть капризной кошкой?

Дети: Нет! Быть капризной плохо.

Педагог: Как вы думаете, девочка обиделась?

Дети: Да, девочка обиделась! Она старалась, рисовала, а кошке не понравилось.

Педагог: А люди бывают капризными?

Дети: Да, люди тоже бывают капризными.

Педагог: Научили Вас герои быть послушными?

Педагог: Кто из героев тебе больше понравился? Почему?

Педагог: Чему учит автор рассказа?

Дети: Нельзя быть капризными, как эта кошка, а то так можно обидеть другого человека.

Педагог: А вы капризничаете? Вам нравиться быть капризными? Почему?

-Педагог: Хотите дружить с капризными детьми?

Теперь будете капризничать?

Педагог: Вы все правильно поняли! Давайте будем внимательными и добрыми друг к другу.  Обязательно  расскажете родителям эту поучительную  историю, используя  схему. А что нужно сделать, чтоб схема была более яркой и интересной?

Дети:  Раскрасить цветными карандашами. (кошка дает детям раскраски)

Педагог: Наше занятие подошло к концу.

 

Литература:

  1. В.Сутеев «Капризная кошка».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение художественной литературы В. Сутеева «Капризная кошка»

Слайд 3

Дидактическая игра «Чей, чья, чье» У кошки ухо чьё? (ухо кошачье) У кошки хвост чей? (хвост кошачий) У кошки лапа чья? (лапа кошачья)

Слайд 4

Чем питается кошка?

Слайд 5

Владимир С утеев

Слайд 6

1

Слайд 7

1 2

Слайд 8

1. 2. 3. 4

Слайд 9

1. 2. 3. 4

Слайд 10

1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 11

1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 12

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 13

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

       https://myslide.ru/documents_3/3ccd9b296b004cdb97589dee019a103a/img10.jpg 

    C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\0115_1.jpg           

   

        https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_53e490931ec37/img_user_file_53e490931ec37_13.jpg 

                    

https://clipart-best.com/img/smiley/smiley-clip-art-4.pnghttps://clipart-best.com/img/smiley/smiley-clip-art-4.png

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image116-2.pnghttps://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image116-2.png

https://uprostim.com/wp-content/uploads/2021/04/image116-2.pnghttps://clipart-best.com/img/smiley/smiley-clip-art-4.png



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"

Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Новые герои» (интерактивные сказки).

В данном занятии показано, как можно обучать детей придумывать сказки. Здесь используется много игр, схемы, сюрпризные моменты, домашние задания для родителей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .

В процессе  работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей логопедической группе по сказке «Цветик - семицветик» В.Катаева

Программное содержание: 1.Упражнять в количественном счете. 2.Закрепить умение сравнивать предметы по величине по представлению.3.Закрепить представления о геометрических фигурах, умение гру...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе : пересказ сказки А.Н.Толстого "Ёж".

С конспекте подробно описанно проведение занятия по развитию речи в логопедической группе. Грамотно подобран лексический материал (физминутка, скороговорка, пальчиковая гимнастика).  Соблюдены вс...