Конспект по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича «Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Одинкина Светлана Владимировна

Данный конспект может быть полезен воспитателям старших групп . А использование развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В. Воскобовича сделает занятие интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pomozhem_volshebnitse_oseni.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Одинкина Светлана Владимировна, воспитатель

НОД по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича 

«Поможем волшебнице Осени» (старшая группа)

Цель НОД:

Закрепление и расширение знаний детей об осени с использованием развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

Задачи НОД:

  1. Обучающие:
  • закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях;
  • обобщить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
  1. Развивающие:
  • развивать диалогическую речь: отвечать на вопросы, участвовать в беседе;
  • совершенствовать навык детей образовывать относительные прилагательные;
  • упражнять в словообразовании;
  • развивать психические процессы (мышление, память,внимание).
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и охранять её;
  • воспитывать культуру поведения в коллективной игре и умение осуществлять совместную творческую деятельность.

        Оборудование: развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича с полным комплектом элементов к нему, доска, дорожка из массажныех ковриков, аудиозапись.

        Демонстрационный материал: иллюстрация «Волшебница осень», игрушка ёжик, набор картинок (осень, «Фиолетовый» лес, волшебная тропинка, эмоция «грусть») картинки перелётных и зимующих птиц, иллюстрация «осенние забавы», перелётные птицы и осенние листья из ковролина.

        Раздаточный материал: осенние листья на ниточке по колличеству детей

Предварительная работа воспитателя по подготовке к занятию: изготовление картинок «перелетные и зимующие птицы», «осенние забавы», птицы из ковролина, осенние листья из ковролина и фетра.

Предварительная работа с детьми: беседы об осени и о её природных явлениях, рассматривание иллюстраций на тему: «Осень», «Осенние забавы», «Перелетные и зимующие птицы», наблюдение на прогулке в осенний период за деревьями и кустарниками, наблюдение за птицами, чтение художественной литературы об осени, дидактическая игра «Времена года», отгадывание загадок, разучивание пословиц и потешек про осень.

Словарная работа: новые слова «чечевички», «увядание».

Описание хода занятия:

1.Организационый момент

Воспитатель:

- Ребята, я очень рада всех вас приветствовать. Давайте сделаем небольшой круг и поприветствуем друг друга:                            

Друг на друга посмотрите,

Крепко за руки возьмитесь,

Влево, вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

К небу, к солнцу потянитесь

И немного покружитесь.

Раз, два, три - остановитесь

Всему миру улыбнитесь.

2.Вводная часть (постановка проблемы)

В группе появляется игрушка-ёжик.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Может кто-нибудь знает для чего он у нас в гостях? (предполагаемые ответы детей, может быть дети вспомнят сказки, где встречается ёжик)

- Посмотрите, у него волшебный мешок, а в нем какие-то картинки, что же он хочет нам сказать?  (воспитатель достает из мешка картинки: осень, «Фиолетовый» лес, эмоция «грусть», сказочная дорожка).  Ответы детей.

Раздается волшебная музыка и дети слышат голос  «Осени» (аудиозапись):

«Я - Волшебница-Осень, живу в сказочном «фиолетовом» лесу и всегда стараюсь помочь его жителям, но однажды злой волшебник меня спрятал. Загрустили все жители этого леса. Я прошу вас найти меня, освободить и вернуть обратно в «фиолетовый лес»!»

- Ребята, вот проблема так проблема! Поможем Осени? А как мы это можем сделать? (ответы детей)

- Осень нам оставила подсказку, карточку с изображением сказочной дорожки. (воспитатель берет карточку, с обратной стороны приклеена записка:

«осень вы обратно вернете, если осенние приметы в волшебном лесу соберете»).

- Ну что, идем в волшебный лес на поиски осени по волшебной дорожке? А ёжик нам дорогу покажет (ответы детей).

Ходьба по дорожке из массажных ковриков к «Фиолетовому» лесу.

Воспитатель проговаривает слова, дети помогают:

В лес отправимся гулять,

будем весело шагать (дети маршируют)

По тропинке мы пойдем

змейкой кочки обойдем (дети идут «змейкой» между  кочками)

Ноги выше поднимаем, через ручеек переступаем

и снова по дорожке весело шагаем.    

Дети останавливаются перед «Фиолетовым лесом» (игровым полем на ковролиновой основе)

3. Основная часть

-Ребята, вот мы и в волшебном лесу. Как здесь тихо, пустынно и грустно.

Вы помните, что осень нам написала, мы найдем ее по приметам, давайте их искать.

Дети садятся на пол или на стульчики перед «Фиолетовым лесом».

-А вот и первое задание.

Задание №1 « Назови дерево и подбери к нему листочек».

- Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу, если он волшебный? (предполагаемый ответ детей -волшебные).

- Посмотрите все деревья одинаковые? (Нет) Давайте обратим внимание на ствол этого дерева? (показываю на ствол березы) У какого дерева есть такие черные отметины на стволе в настоящем лесу? Подумайте (ответ детей: у березы). – А почему здесь такой ствол необычный и такого цвета? (потому что лес волшебный и деревья в нем волшебные) Эти черные отметины на стволе называются чечевички. Давайте повторим все вместе это новое слово (дети проговаривают).

- Обратите свое внимание на следующее дерево, у него необычный красный ствол, почему он красный, как вы думаете? (потому что дерево волшебное). По стволу очень трудно догадаться, как оно называется, потому что дерево из волшебного леса, для вас есть подсказка (висят ягодки рябины на ветке) Догадались? (Ответ детей: рябина). А следующее дерево, как вы думаете, чем отличается от остальных? (толстый ствол)

Как вы думаете, как называется оно? (если дети не дают ответа, обращаю внимание на подсказку (на ветке дерева висит листочек с желудем) Кто догадался? Как называется? (ответ детей дуб)

- Давайте еще раз назовем эти деревья. (Ответ детей: береза, дуб, рябина)

– Ребята, посмотрите, а вы здесь больше ничего не видите? Что в корзинке лежит? (осенние листья, и записка - «Дети, помогите, листья рассмотрите, от какого дерева они быстренько скажите». Дети берут листочки и располагают их на деревьях и называют. В процессе действия воспитатель уточняет:

дерево дуб - лист какой? (дубовый), береза - лист какой? (березовый), рябина - лист какой? (рябиновый)). – Молодцы!

 -Как вы думаете, а что умеет делать лист осенью? (ответы детей: желтеть, шуршать, опадать, шелестеть...)

- Ребята, как называется удивительное, красивое, осеннее явление природы, когда с деревьев облетают листья и накрывают землю как ковром? (ответ детей: листопад)

-Давайте и мы сделаем листопад в нашем волшебном лесу. Посмотрите здесь еще есть листочки, но они из волшебного леса. (Дети берут листочки из ковролина и моделируют их на пространстве «Фиолетового леса»)

Воспитатель раздает всем детям листочки на ниточке для дыхательной гимнастики «Подуй на листочек» (дети делают глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотят его сдуть).

Пока дети дуют на листочки воспитатель читает стихотворение:

Осень, осень, листопад

Листья по ветру летят

Листья по ветру летят

Под ногами шелестят.

-Узнали мы о первой примете Осени? Как называется? (Листопад)

-Молодцы! Отправляемся дальше.

(ходьба по корригирующей дорожке)

Задание №2 «Три помощника»

(воспитатель выставляет на пространстве «Фиолетового леса» три домика (зеленый, красный, оранжевый)

- Ребята, у Осени есть три помощника, три осенних месяца. Они живут в этих домиках. Давайте вы прикрепите эти домики. (Дети выкладывают домики самостоятельно) В зеленом домике живет осенний месяц на букву «С». Найдите эту букву и прикрепите над зеленым домиком. Как вы думаете, как называется этот месяц? (Сентябрь); в красном домике - на букву «О». Найдите и прикрепите. Как называется он? (Октябрь), в оранжевом домике -на букву «Н». Как называется он? (Ноябрь) Давайте прочитаем слово, которое получилось. - СОН.  Осенью природа засыпает,  готовится ко сну. Называется эта примета осени- увядание. - Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети проговаривают «Увядание») -Как вы поняли, что значит увядание осенью? (Природа засыпает, готовится к зиме)

- Нашли еще одну примету? (Да) Как называется? (Увядание)

-Молодцы! Идем дальше.

(Ходьба по корригирующей дорожке)

Задание №3  «День короче»

- Ребята, давайте подумаем и вспомним, осенью день становится короче или длинней, солнышко «уходит» спать раньше или позже? (Ответы детей)

- Эта еще одна очень важная примета осени – «Солнечный день короче». (Дети  прикрепляют солнце на «фиолетовый лес»)

- Я вам предлагаю поиграть в словесную игру «Назови, какая погода».

(Воспитатель присаживается с детьми или встает вместе с ними в круг, проводит игру с мячом или листочком)

Я буду предложение начинать, а вы должны его закончить:

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,

Если дует ветер? – ветренная,

Если на улице холодно? – холодная,

Если пасмурно – пасмурная,

Если сыро – сырая,

Если  хмуро – хмурая,

Если  солнечно – солнечная,

Если  ясно – ясная.

-Молодцы! Идем дальше.

(Ходьба по корригирующей дорожке)

Задание №4  «Птицы улетают в тёплые края»

- Ребята, что делают птицы осенью? (ответ детей: улетают) Как называют таких птиц? (ответ детей: перелетные)

-А все ли птицы улетают на юг? (Нет) А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие). Давайте рассмотрим птиц и назовем их. (Выкладываю на столе в ряд 4 птицы, одна из них перелетная) – Какая птичка здесь лишняя? (ответ детей) Почему?

(Выкладываю на столе в ряд 4 птицы, одна из них зимующая)  Какая птичка здесь лишняя? (ответ детей) Почему?

Молодцы, справились с заданием, а теперь давайте мы перелетных птиц поместим на небо в волшебном лесу, а зимующих – посадим на веточки деревьев и на землю.

-Мы с вами нашли еще одну примету Осени. Как называется? (ответы детей: «Осенью перелетные птицы улетают на юг»)

- Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! Как красиво стало в волшебном, «фиолетовом» лесу. (Дети рассматривают, в этот момент звучит волшебная музыка и появляется Осень в лесу, звучит аудиозапись).

- Ребята, какие вы молодцы нашли осенние приметы, спасли меня от злого волшебника и вернули меня обратно в этот чудесный лес!

-Молодцы! Ребята, на столе лежат картинки с разными развлечениями, давайте мы выберим только осенние и поместим их в нашем «Фиолетовом»  лесу.

Заключительная часть

- Ребята, какие вы молодцы, нашли осенние приметы, спасли меня от злого волшебника и вернули меня обратно в этот чудесный лес!

Воспитатель вместе с детьми:

- Спасибо тебе, Волшебница осень, мы очень рады, что помогли тебе, а нам пора возвращаться в детский сад.

- Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три покружись, в детском саду окажись!»

Рефлексия:

- Ребята, мы помогли Осени? А что для этого мы с вами делали? (ответы детей: собирали приметы и т.д). Какие приметы осени вы запомнили? (ответы детей)

- А какие новые слова вы запомнили? Давайте повторим («чечевички», «увядание»).

Список литературы:

Методические рекомендации к ковровой поляне «Фиолетовый лес»

В.В.Воскобович

Сказки фиолетового леса  Т.Г.Харько

Методические рекомендации. Экологические сказки фиолетового леса. В.Н.Адлер, О.Н.Чересова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

Картотека игр по сенсорному развитию с использованием развивающей предметно - пространственной среды"Фиолетовый лес"

Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...

Картотека игр по речевому развитию с использованием развивающей предметно - пространственной среды "Фиолетовый лес"

Эффективное интеллектуально - творческое развитие детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, Актуальность данных развивающих игр в том, что данные игры направлены на сохран...

Конспект интегрированного занятия НОД по окружающему миру "Новый год в фиолетовом лесу" с использованием развивающей предметно- пространственной среды В.В. Воскобовича в старшей группе

Целью данного занятия является активизация интеллектуально- творческого развития детей через организацию помощи жителям Фиолетового леса. В ходе занятия применяется здоровье- сберегающие технологии:...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...

«Развитие речевой деятельности и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес»

Методическая разработка представляет собой рекомендации воспитателям, педагогам-психологам, учителям-логопедам по развитию речевой деятельности и коммуникативных навыков у воспитанников старшего дошко...