Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы
статья по развитию речи (младшая группа)

Развитие речи детей с помощью литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы

Составитель: Лашина О. Е.

Ключевые слова: речевое развитие, литература, книга, речь.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. 

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, у ребенка начинает работать воображение. Процесс формирования правильного звукопроизношения у детей начинается с младшего дошкольного возраста. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, языка. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Детская литература разнообразна и включает в себя потешки, сказки, повести, рассказы, стихи, энциклопедии, учебно-развивающие пособия. Прежде всего, при выборе книги, надо не забывать, сколько вашим детям лет. Как бы вы не любили книгу «Фантазеры», не стоит ее читать трехлеткам. Они ещё не готовы воспринимать такие замысловатые рассказы. Подобные произведения хороши для детей постарше. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения.

Для малышей полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Это потешки, стишки, с использованием пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь.

В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто, Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом обучению пересказу.

К четырем годам словарный запас уже достаточно широк. В этом возрасте интересны фольклорные произведения, былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом. Сам может выдумать продолжение, что развивает его связную речь. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи, в сказках – меткость, выразительность.

При приобретении детских книг стоит руководствоваться некоторыми обязательными правилами. Это качество, никакой пахнущей краски, расслаивающихся страниц. Проверяйте содержание книги до того, как ее приобретете. Пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов – как в тексте, так и на рисунках. Особенно в четырехлетнем возрасте закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной которых являются как раз всякого вида пугалки и страшилки. Убедитесь, что текст написан грамотно в нормах литературного языка.

Иллюстрации в книгах, как в художественных, так и в обучающих, должны быть цветными, понятными, поскольку черно-белое изображение не позволит знакомить детей с окраской предмета, а это обеднит речевые средства и знания. Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, при подборе предметных картинок для одновременного пока. При неправильном подборе картинок у детей формируется искаженное представление о величине предмета, что непременно отразится на формирование понятий и развития речевых средств.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Список использованных источников

1.         Голуб, И. Б. Образность нашей речи / И. Б. Голуб. – Москва : Айрис-Пресс, 2000. – 134 с. – Текст : непосредственный.

2. Кравцов,   Н. И.   Русское   устное    народное    творчество   / Н. И. Кравцов, С. Г. Лагутин. – Москва: Высшая школа, 1983. – 170 с. – Текст : непосредственный.

3. Мирошниченко,    О. Ф.    Особенности    детской    речи / О. Ф. Мирошниченко. – Москва : Педагогика , 2017. – 75 с. – Текст : непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие...