Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются. Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий: Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Предложить детям посмотреть интересно познавательный мультфильм Но виду отсутствие речевого общения в этот момент активный словарь не развивается. А развитие пассивного словаря можно говорить только условно. Одна из основных задач педагога помочь дошкольникам построение разговорной речи. Она предполагает воспитание умение понимать обращенную речь, вступать в контакт с окружающими,выражать свои мысли и чувства используя речевые средства Реализовать задачи по развитию речи в игровой форме педагоги могут при прочтении детям сказок. Как это сделать я покажу на примере сказки «Три медведя». Одна девочка шла из дома за гриба. В лесу она заблудилась и стала звать на помощь Как девочка звала на помощь ау-ау (сначала тихо, а потом все громче и громче).Этим предложением мы развиваем силу голоса, слуховое восприятие, фонетический слух. И так идем дальше по сказке. Никто не отзывается и девочка стала искать дорогу домой, шла шла и пришла к домику. Здесь мы можем поиграть пальчиками (походить по ладошки пальчиками (как девочка шла)или поиграть в пальчиковую игру «Домик». На поляне домой стоит, Ну а к дому путь закрыт Мы ворота открываем В этот домик приглашаем. Выполняя данное упражнение мы повышаем работоспособность коры головного мозга, помогаем развивать речь ребенка и психические процессы (память, воображение, мышление, внимание). Идем дальше по сказке. Дверь была открыта и девочка посмотрела что там ни кого нет и вошла. В этом домике жили три медведя. Один медведь был отец звали его Михаил Иванович. Другой была медведица Настасья Петровна. Третий был маленький медведь звали его мишутка. Медведей не было дома они ушли гулять по лесу. В этот момент мы можем выполнить речи - двигательную гимнастику : Три медведя шли домой Папа был большой –большой Мама с ним –по меньше ростом, А сыночек просто крошка. Очень маленький он был С погремушками ходил У детей развивается умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность, развивается чувства ритма, темпа, умение ритмично двигаться соответственно с данным образом. В домике было 2 комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей. Здесь можно сделать дыхательную упражнение. Скажем детям,что каша горячие и предложим подуть чтобы ее остудить. Дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, силу голоса, речевой аппарат, способствует правильному ритмичному дыханию Дальше девочка пошла во вторую комнату там стоили три кровати. Здесь мы можем провести речевые игры по рассказу сказки Три медведя. Проведения этих игр должно сопровождаться наглядным материалом. Это могут быть предметно-сюжетные картинки. Следует отметить что все эти игры можно проводить с детьми имеющий различный уровень речевого развития. Меняется только инструкция педагога посмотри, назови, покажи где. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучение младших дошкольников. Такую работу можно проводить с любыми сказками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Предложить детям посмотреть интересно познавательный мультфильм Но виду отсутствие речевого общения в этот момент активный словарь не развивается. А развитие пассивного словаря можно говорить только условно. Одна из основных задач педагога помочь дошкольникам построение разговорной речи. Она предполагает воспитание умение понимать обращенную речь, вступать в контакт с окружающими,выражать свои мысли и чувства используя речевые средства Реализовать задачи по развитию речи в игровой форме педагоги могут при прочтении детям сказок. Как это сделать я покажу на примере сказки «Три медведя».

Одна девочка шла из дома за гриба. В лесу она заблудилась и стала звать на помощь Как девочка звала на помощь ау-ау (сначала тихо, а потом все громче и громче).Этим предложением мы развиваем силу голоса, слуховое восприятие, фонетический слух.

И так идем дальше по сказке. Никто не отзывается и девочка стала искать дорогу домой, шла шла и пришла к домику. Здесь мы можем поиграть пальчиками (походить по ладошки пальчиками (как девочка шла)или поиграть в пальчиковую игру «Домик».

На поляне домой стоит,

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

Выполняя данное упражнение мы повышаем работоспособность коры головного мозга, помогаем развивать речь ребенка и психические процессы (память, воображение, мышление, внимание).

Идем дальше по сказке. Дверь была открыта и девочка посмотрела что там ни кого нет и вошла. В этом домике жили три медведя. Один медведь был отец звали его Михаил Иванович. Другой была медведица Настасья Петровна. Третий был маленький медведь звали его мишутка. Медведей не было дома они ушли гулять по лесу. В этот момент мы можем выполнить речи - двигательную гимнастику :

Три медведя шли домой

Папа был большой –большой

Мама с ним –по меньше ростом,

А сыночек просто крошка.

Очень маленький он был

С погремушками ходил

У детей развивается умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность, развивается чувства ритма, темпа, умение ритмично двигаться соответственно с данным образом.

В домике было 2 комнаты. Девочка вошла в первую комнату и увидела на столе три чашки с кашей. Здесь можно сделать дыхательную упражнение. Скажем детям,что каша горячие и предложим подуть чтобы ее остудить. Дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, силу голоса, речевой аппарат, способствует правильному ритмичному дыханию

Дальше девочка пошла во вторую комнату там стоили три кровати. Здесь мы можем провести речевые игры по рассказу сказки Три медведя. Проведения этих игр должно сопровождаться наглядным материалом. Это могут быть предметно-сюжетные картинки. Следует отметить что все эти игры можно проводить с детьми имеющий различный уровень речевого развития. Меняется только инструкция педагога посмотри, назови, покажи где. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучение младших дошкольников. Такую работу можно проводить с любыми сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

В докладе содержится материал с рассказом о компонентах устной речи, методах и приемах развития речи на материале художественной детской литературы....

Консультация для воспитателей Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

План: 1. Компоненты устной речи. 2. Роль литературных художественных произведений в развитии речи дошкольника. 3.Формы и методы работы с художественными произведениями. Компоненты устной р...

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.Художественная литература – могучее де...

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы"

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...