Картотека "Мелкая и общая моторика в подготовительной группе по тематическим неделям"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Бруяка Елена Николаевна

    Картотека представлена для помощи в работе воспитателя.Заключается вс овершенствование мелкой моторики пальцев рук;

развитие активной речи, словарного запаса, зрительного и слухового восприятия;

воспитание умения слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_podgotovitelnaya_gruppa.docx50.14 КБ

Предварительный просмотр:

                              ТЕМА: «ОСЕНЬ»

                           Развитие общей моторики

 Дует, дует ветер,

 Дует, задувает.

Энергичные взмахи руками.

 Желтые листочки

 С дерева срывает.

Имитация срывания листьев.

 Падают листочки

 Прямо нам под ножки.

Наклон вперед, руки касаются ног.

                                   

                                         

                                ТЕМА: «ОСЕНЬ»

                           Развитие мелкой моторики

 Ветер по лесу летал,

 Ветер листики считал:

Плавные, волнообразные движения ладонями.

 Вот дубовый,

 Вот кленовый,

 Вот рябиновый резной,

 Вот с березки золотой,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

 Вот последний лист с осинки,

 Ветер бросил на тропинку.

Спокойно укладывают ладони на стол.

                                   

                                   

                     

                            ТЕМА: «ФРУКТЫ»

                           Развитие общей моторики

 Как румян осенний сад!

 Легкие хлопки по щекам.

 Всюду яблоки висят.

 Руки поднять вверх.

 Краснобоки, краснощеки,

 Руки на поясе.

 На ветвях своих высоких

 Руки поднять вверх.

 Точно солнышки горят!

 Соединить в круг («солнышко»).


                       

                             ТЕМА: «ФРУКТЫ»

                   Развитие мелкой моторики. «Компот»

        

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот:

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

 Грушу будем мы рубить,

 Отожмем лимонный сок,

 Слив положим и песок.

Загибают по одному пальцу, начиная

 с большого.

 Варим, варим мы компот,

 Угостим честной народ.

Опять «варят» и «мешают».

                              ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ»

                         Развитие общей моторики.

Пчелы гудят, в поле летят.

Кружатся на месте и машут руками, как крыльями.

С поля идут, медок несут.

Шаги на месте. Две руки закинуты на правое плечо («несут мед»).

                                 

                         ТЕМА: «НАСЕКОМЫЕ»

                         Развитие мелкой моторики.

 Божья коровушка,

 Полети на облачко.

Рукой изображают «брюшко» божьей коровки.

 Принеси нам к осени

 Мы тебя попросим:

Сверху «брюшка» поглаживающие движения другой рукой.

 В огород— бобы,

 В лес — ягоды, грибы,

 В родник — водицу, 

 В поле — пшеницу.

Поочередно загибают пальцы на руке.

                   ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

                 Развитие общей моторики.

 Опустел скворечник,

 Улетели птицы,

Машут руками, как крыльями.

 Листьям на деревьях

 Тоже не сидится.

Приседают.

 Целый день сегодня

 Все летят, летят...

Встают, идут по кругу и машут руками.

 Видно, тоже в Африку

 Улететь хотят.

Бегут по кругу.

                               

                           

              ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

                  Развитие мелкой моторики.

 Летят лениво журавли.

 Летят они прощаются:

Взмахи перекрещенными кистями рук.

 С елками зелеными,

 С березами и кленами,

 С долинами, с озерами,

 С родимыми просторами.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

          ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

                 Развитие общей моторики. «Ежик»

 По сухой лесной дорожке:

 Топ-топ-топ, — топочут ножки.

 Ходит, бродит вдоль дорожек

 Весь в иголках серый ежик.

Ребенок стоит, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, — перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают частые шажки.

  Ищет ягодки, грибочки

  Для сыночка или дочки.

«Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды».

                     

           ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

                     Развитие мелкой моторики.

 У лисы в лесу глухом

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждом двустишье.

 Есть нора — надежный дом.

 Не страшны зимой метели

 Белочке в дупле на ели.

 Под кустами еж колючий

 Нагребает листья в кучу.

 Из ветвей, корней, коры

 Хатки делают бобры.

 Спит в берлоге косолапый,

 До весны сосет там лапу.

 

Есть у каждого свой дом,

  Всем тепло,          уютно в нем.

 Есть у каждого свой дом,

  Всем тепло, уютно в нем.

Дом  — ладошки направлены под углом, кончики пальцев

                     

             

         ТЕМА: «ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

                      Развитие общей моторики.

 Я умею обуваться,

 Если только захочу.

Топают ногами.

 Я и маленького братца

 Обуваться научу.

Руки перед грудью — «маленький братец».

 Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

 Этот с левой ножки.

 Этот с правой ножки.

 Поглаживающие движения снизу вверх:

 левой  и правой ногой.

Если дождичек пойдет,   Наденем калошки.

Топают ногами.

                     

             ТЕМА: «ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

                    Развитие мелкой моторики. «Новые кроссовки»

 Как у нашей кошки

 Загибают на обеих руках пальчики по одному,

 начиная с больших.

 На ногах сапожки.

 Как у нашей свинки

 На ногах ботинки.

 А у пса на лапках

 Голубые тапки.

 А козленок маленький

 Обувает валенки.

 А сыночек Вовка —

 Новые кроссовки.

 Вот так,

 Шагают по столу указательным и средним  

 пальцами обеих рук.

 Вот так,

 Новые кроссовки.

ТЕМА: «МОРСКИЕ, РЕЧНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ

                       Развитие общей моторики

 Рыбка плавает в водице,

 Дети стоят в кругу.

 Рыбке весело играть.

 Волнообразные  движения руками.

 Рыбка, рыбка, озорница,

 Мы хотим тебя поймать.

 Бегут друг за другом.

 Рыбка спинку изогнула,

 Крошку хлебную взяла;

 Рыбка хвостиком махнула,

 Рыбка быстро уплыла.

 Далее по тексту.

 

     

      ТЕМА: «МОРСКИЕ, РЕЧНЫЕ И АКВАРИУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ»

                   Развитие мелкой моторики. «Акула»

 Приплывали две севрюги,

 Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

 У них спины словно дуги.

 Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

 Налетели с двух сторон.

 Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

 Ты, акула, выйди вон.

 Делают ладонями отталкивающее движение.

             

               ТЕМА: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»

                  Развитие мелкой моторики. «Лошадки»

 По дороге белой, гладкой,

 Пальчики   «скачут»   по

 Скачут пальцы, как лошадки.

столу.

 Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

 Скачет резвый табунок.

           ТЕМА: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА»

                        Развитие общей моторики

 На горах высоких,

 Руки поднимают вверх.

 На степном просторе,

 Руки разведены в стороны.

 Охраняет нашу Родину солдат,

 Рука приложена к голове, как у солдата, отдающего честь.

 Он взлетает в небо,

 Руки вверх.

 Он уходит в море,

 Приседают.

 Не страшны защитнику,

 Дождь и снегопад.

 «Отдают честь».

                 ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

                        Развитие общей моторики

 Наши алые цветки

Исходная  позиция:   стоя, руки сложены на груди.

 Распускают лепестки.

Руки разводят в стороны.

 Ветерок чуть дышит —

 Лепестки колышет.

Плавные движения руками.

 Такие настоящие, веселые, живые,       Блестящие, красные и нежно-голубые.

Кружатся на месте.

                   ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

                         Развитие мелкой моторики

 Братцы, братцы, где вы были?

Ладони прижимают друг к другу.

 Вместе по воду ходили.

Пальчики расходятся.

 Для чего нужна водица?

 Чтоб цветочку дать напиться.

Обратное действие.

                         ТЕМА: «ВЕСНА»

                Развитие мелкой моторики. «Живая цепочка».

 Набухла речка,

             набухла почка,

Соединяют мизинчики, безымянные пальчики.

 Живая в небе

            плывет цепочка.

Соединяют средние пальцы.

 В рассветной сини

             курлычет стая,

Соединяют    указательные пальцы.

 Весну и лето соединяя.

Соединяют большие пальцы.

 Весна, весна красная!

 Приди, весна, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

 С радостью, с радостью,

 С великою милостью:

Идут по кругу в обратную сторону.

 Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.

 С корнем глубоким,

Приседают, опускают руки.

 С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

                           ТЕМА: «ВЕСНА»

                       

                  ТЕМА: «ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК»

                          Развитие общей моторики.

 Чей сегодня праздник?

 Для кого пекут пирог?

Исходная позиция: стоя. Дети пожимают плечами.

 Для кого расцвел весенний,       Первый мартовский цветок?

Руки над головой изображают «цветок».

 Для кого, для кого?   Догадайтесь сами!

Руки на поясе.

И пирог и цветок

Руки перед собой, а «цветок» над головой.

Мы подарим маме.

«Дарят» воображаемой маме.

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул, этот пальчик уж уснул.

Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом.

ТЕМА: «ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК»

               Развитие мелкой моторики. «Помощники        

         

                 

  ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

                    Развитие общей моторики. «Ласточка».

 Ласточки летели,

 Все люди глядели.

 Ласточки садились,

 Все люди дивились.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.

 Сели, посидели.

 Взвились, полетели,

Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывают крылья.

 Песенки запели.

Бегут по кругу, взмахивают руками.

 

                  ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

                         Развитие мелкой моторики.

 Сколько птиц к кормушке нашей

 Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

 Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

На каждое название птицы загибают по пальчику.

 Дятел в пестрых перышках,

 Всем хватило зернышек

Опять сжимают и разжимают кулачки.

               ТЕМА: «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ»

                      Развитие общей моторики. «Фиалка».

 На солнечной опушке

Дети стоят.

 Фиалка расцвела —

 Лиловенькие ушки

Руками   изображают   цветок.

 Тихонько подняла.

Цветок над головой.

 В траве она хоронится

 Не любит лезть вперед,

Взмахом   рук   показывают вниз.

 Но всякий ей поклонится    

 И бережно возьмет.

Наклоняются и «берут цветочек».

               ТЕМА: «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ»

                           Развитие мелкой моторики.

 Вырос высокий цветок на поляне,

Цветок с закрытыми лепестками.

 Утром весенним раскрыл лепестки,  Всем лепесткам красоту и питание,

Ритмичные движения пальцами вместе и врозь.

 Дружно дают под землей корешки.

Изображают «корни».

                      ТЕМА: «НАША СТРАНА» 

                        Развитие общей моторики.

 Поезжай за моря-океаны,

«Едут».

 Надо всею Землей пролети:

«Летят».

 Есть на свете различные страны,

Разводят руки в стороны.

 Но такой, как у нас, не найти.

Отрицательно    качают головой.

 Глубоки наши светлые воды,

Приседают.

 Широка и привольна земля,

Встают. Руки в стороны.

 И гремят, не смолкая, заводы,

«Стучат» руками перед собой.

 И шумят, расцветая поля...

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

                      ТЕМА: «НАША СТРАНА»

                       Развитие мелкой моторики.

 Небо синее в России,

 Реки синие в России.

 Васильки и незабудки

 Не растут нигде красивей.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

 Есть и клены, и дубы,

Пальцы на обеих руках изображают «ветки» сходятся, расходятся.

 А какие есть грибы!

«Гриб» — кулачок одной руки прикрывается сверху изогнутой ладонью второй (шляпка гриба).

 А еще пекут в печи

Хлопают. То одна рука сверху, то другая.

 Вот такие калачи.

«Калачи».

                         ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»

                         Развитие общей моторики.

 Снега прошли не малые,

 А все идут, идут ...

Шаги на месте.

 Дворники усталые

 Метут, метут, метут...

Имитация взмахов метлой.

 Гремят они лопатами

Хлопки ладонями.

 Под тучами лохматыми,

Взмахи руками над головой.

 Метелками шуршат.

Имитация взмахов метлой.

 На улицах, на улках,

 В дворах и закоулках

Взмахи руками вправо, влево (2 раза).

 Управиться спешат.

Садятся на места.

                        ТЕМА: «ПРОФЕССИИ»

                    Развитие мелкой моторики. «Маляры».

 Маляры известку носят,

Дети руками изображают «ковшики».

 Стены кистью купоросят.

Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой руки.

 Не спеша разводят мел...

 Я бы тоже так сумел.

На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот.

             

                          ТЕМА: «НАШ ДОМ»

                      Развитие общей моторики. «Маляры».

Маляры пришли втроем

Шагают на месте.

Обновили старый дом:

Изображают   крышу над головой.

Был облезлый, скучный, голый —

«Красят».

Стал нарядный и веселый.

Снова   «крыша»  над головой.

                          ТЕМА: «НАШ ДОМ»

                         Развитие мелкой моторики.

Есть у Егора чудесные вещи:

Руки ладонями вверх.

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Загибают   по   четыре пальчика на каждой руке.

Есть у него топор с долотом...

Загибают пятый пальчик.

Может Егорка построить дом.

Изображают «домик».

                            ТЕМА: «НАШ ДОМ»

                          Массаж лица. «Ремонт в доме».

Маляры красят стены.

Поглаживающие движения.

Плотник стучит молотком.

Стучат подушечками пальцев.

Штукатуры     замазывают щели.

Кругообразные   движения подушечками пальцев.

Будут  стены   гладкими   и ровными!

Поглаживающие движения.

                     ТЕМА: «САД-ОГОРОД-ЛЕС»

                         Развитие общей моторики.

Я давно весну ждала.

У меня свои дела.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела!

Идут в противоположную сторону.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.

Остановились, изображают как копают.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Показывают, как рыхлят грядку граблями.

Посажу на ней морковку

И редиску.

А с боков

Будут кустики бобов.

Идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена.

                   

                     ТЕМА: «САД-ОГОРОД-ЛЕС»

                         Развитие мелкой моторики.

Кулачки мы вместе сложим,

Нашим пальчикам поможем, Разогнуться и подняться

Пальчик к пальчику прижмём. Снова в кулачки сожмём. Разгибаем, загибаем,

Снова кулачки сжимаем.

Выполнение движений по тексту.

                       ТЕМА: «САД-ОГОРОД-ЛЕС»

                           Развитие мимических мышц.

Как красив цветущий сад:

Восхищение.

Вишня, слива, виноград...

Радость.

Но цветочки опадут,

Огорчение.

А плоды к нам в дом придут.

Радость.

                          ТЕМА: «ЧЕЛОВЕК»

                         Развитие общей моторики.

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа друг и слева друг!

Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова поклонись!

Выполнение движений по тексту.

                          ТЕМА: «ЧЕЛОВЕК»

                         Развитие мелкой моторики.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Обхватить правой ладонью левую и покачивать.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Наоборот.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Соединять пальчики обеих рук, начиная с большого и наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики в подготовительной группе

Подробное календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики детей подготовительной группы, разнообразные формы организации занятий...

календарно - тематическое планирование в подготовительной группе пот теме "Неделя детской книги"

данный материал поможет педагогам в планировании воспитательной работы в течении недели....

Календарно -тематическое планирование в подготовительной группе по теме недели: «Новый год. Зимние забавы».

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Календарно- темат...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме недели «Неделя безопасности»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе по теме недели «Неделя безопасности»...