статья "Методы и приемы развития речи дошкольников при обучении пению"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Малышева Виктория Валерьевна

Данная статья рекомендуется для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования. В ней раскрываются методы и приемы развития речи при помощи пения, как сольного так и хорового..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы развития речи дошкольников при обучении пению

Малышева Виктория Валерьевна, музыкальный руководитель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад №80»

victoria.malisheva@mail.ru

Аннотация: представленный опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов, поскольку в последние время отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждения и родителей.

Ключевые слова: выразительность, дикция, речевые игры, ритм, пропевание, логораспевки.

Дети всегда любят музыкальные занятия: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах всегда вызывает радость, восторг и наслаждение у ребят. Каждый вид музыкальной деятельности развивает речь. Такие понятия как: темп, ритм, тембр, интонация, выразительность, динамика присуще как речи, так и музыке.

Музыкальные занятия не только расширяют познавательную сферу ребенка, кругозор, но и активно обогащают словарный запас детей. Они узнают, запоминают и произносят названия музыкальных произведений, музыкальных инструментов, имена и фамилии композиторов, характеризуют музыку, применяя сложные прилагательные: чарующая, лиричная, тревожная, торжественная и т.д.).

Хотелось бы сделать акцент на значении пения, которое прекрасно корригирует речевые нарушения такие как: нечеткое произношение, проглатывании окончаний слов, особенно при таком сложном речевом дефекте, как заикание.

Обучение пению включает в себя работу над дыханием, работу над дикцией, работу над чистотой интонации, постановке голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе. Здесь можно использовать различные игры на выработку правильного диафрагмального дыхания, например, «Понюхай нежно цветочек».

Что касается работы над дикцией, то можно использовать различные упражнения: например, проговаривать текст не только вслух, но и про себя, включая работу губами. Рекомендуется начинать такое упражнение с медленного темпа, затем постепенно ускоряться. Приобретая четкие навыки выполнения упражнения, дети стараются следить за правильностью положения губ, тем самым внятней произносят тексты песенок.

Постановка певческого голоса дошкольника имеет большое значение. Здесь одновременно совершенствуется и речь, и голосовой аппарат дошкольника. Ребенок приобретает культуру выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность, происходит развитие ладового чувства, музыкальной интонации.

Работа над чистотой интонации развивает музыкальный слух и певческий голос, способствует формированию интонационной выразительности речи.

Для развития артикуляционного аппарата очень хорошо помогают логораспевки, чистоговорки, прибаутки, скороговорки, пропевание различных слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру и т.д.». Такие упражнения способствуют автоматизации звука, закрепляют правильное произношение слов.

Пропевание, гласных звуков, в качестве распевки: например, пропевание звуков «А-О-У-И-Э» развивает речевое дыхание, чувство темпа и ритма, речеслуховое внимание, память. Гласные звуки полезно показывать руками и пропевать их с артикуляторными жестами. Например, при работе со звуком «А» нужно показать ладонь с широко расставленными напряжёнными пальцами, имитирующими широко раскрытый рот. А со звуком «О» - все пальцы собраны в кольцо. Попевки хорошо развивают фонематический слух, например, логораспевки Е.С. Железновой, Е. Тиличеевой. По результатам различных исследований отмечается, что логопедические рифмовки – короткие стишки, имеющие чёткую ритмическую структуру, эффективно влияют на речевое развитие ребенка. Тексты рифмовок включают большое количество квазиомонимов, различающихся между собой несколькими фонемами, что делает их незаменимыми в работе над фонематическим восприятием. Такие рифмовки необходимо пропевать. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют морфологический признак, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. [5]

Разучивание песенки начинаем с проговаривания текста вместе с учителем, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п. Для освоения трех основных голосовых регистров полезно предложить детям петь “как слонята”, “как зайчики”, “как мышки” и т.д. А перед началом музыкального занятия поможет коммуникативная распевка «Здравствуйте, …».

Основной формой организации певческой деятельности являются кружковые занятия. Структура занятия включает в себя несколько этапов: распевание, пауза, основную и заключительную части.

1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Методические приемы.

Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения); работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни.

Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); споем песню с полузакрытым ртом; хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово; настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность.

Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется аккапельно); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни.    

Таким образом, образная, яркая, музыка способствует развитию у детей не только музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, также создаёт благоприятную атмосферу для занятий, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, напрямую способствует развитию речи, помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.

Библиографический список

1. Браудо И. Артикуляция: О произношении мелодии. – Л., 1973. – 198с

2. Ветлугина Н.С. Методика музыкального воспитания в детском саду – М., «Просвещение», 1989.

3. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.

4. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.

5. Дмитриев Л.Б. Работа голосового аппарата в пении. – М. «Просвещение»,1992.

6. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.

7. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста – М., “Владос”, 2000.

8. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

9. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

10. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2

11. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

12.  Стацура, Т. Приемы развития певческих навыков у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Стацура// Дошкольное воспитание, 1987. – № 11.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой"

Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров....

Методы и приемы развития речи дошкольника при ознакомлении с художественной литературой

Консультация "Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой" Методы и приемы развития речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой...

Методы и приемы развития речи дошкольников

Возраст до 7 лет самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.К сожалению, занятые родители мало уделяют внимани...

Приемы развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе.У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все компоненты речевой деятельности, в частн...

Презентация на тему: Методы и приемы развития речи дошкольников

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять....

«Игровые методы и приемы развития речи дошкольников»

Выступление на педсовете (обобщение опыта работы)...