Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

конспект занятия по развитию речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей  группе  на тему «Зимующие птицы»

Цели:

• Закрепить название зимующих птиц в речи .

• Расширять словарный запас.

• Развивать связную речь . 

• Развивать память, внимание, логическое мышление.

• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.  

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и расширять  словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: дерево с зимующими птицами, конверт с загадками, картинки зимующих птиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент 

 Педагог:

-Ребята,  какое сейчас время года?

 -Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

-Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка:  «Игра в снежки» (под музыку)

Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок», и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.

 2. Основная часть:

Педагог: Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Но чтобы отправится на прогулку в зимний лес нужно одеться потеплее (имитируют одевание (шапка, шуба, валенки)

-  Готовы?

Дети: Да.

 Педагог : У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

(Дети закрывают глаза. Звучит запись .)

Мы очутились на полянке.  Какая тишина в лесу. Ребята, а как вы думаете, почему так тихо зимой в лесу.

Дети: Потому что природа спит, отдыхает,  птицы не поют.

Педагог: А почему птицы не поют?

Дети: Потому что, многие птицы улетели в теплые края, это птицы перелётные, а  птицы которые остаются зимовать  -  это зимующие птицы, они летят ближе к людям, чтобы люди о них заботились, подкармливали их, зимой птицам  холодно и голодно.

Педагог:

- Ребята, посмотрите  нам кто-то оставил  письмо. Давайте откроем его.

3. Отгадывание загадок.

Педагог : Вы умеете  отгадывать загадки?

1. Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

3. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой —
Все равно он будет мой!  (Дятел)

4. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.
                                 (Синичка)

5. Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

 Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!

– Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …
                                 
(Ворона)

6. Непоседа пестрая 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. 
(Сорока.)

 - Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)

- Почему их называют зимующими? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Педагог : -  Ребята, а чем птицы похожи?

Дети: У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Педагог: Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети: Они отличаются размером, окраской,  голосом.

Педагог: Ребята, скажите, что могут делать птицы?

Дети: птицы могут летать, прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых

Педагог : - Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети: Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Педагог : Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

4. Физкультминутка «Снегири» 

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

- Кыш! Кыш! Улетели !

За метелью! За метелью!

5.Составление описательного рассказа о зимующих птицах.

Педагог  предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:

Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами.

Затем воспитатель  предлагает детям самостоятельно составить рассказ-описание о  зимующих птицах, опираясь на картинно-графический план.

6. Пальчиковая гимнастика: «Дятел».

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы. Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – это солнышко.

7. Игра «Назови ласково»

Птица – птичка, синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек, сова- совушка, (звучит голос птиц)

Педагог : - Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова и  обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. А  нам пора в группу. Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Педагог : Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Педагог : Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Педагог: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело (звучит фонограмма «Песни птиц»)

8. Игра «Дорисуй»

Педагог : А сейчас я вам предлагаю раскрасить птиц, которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

9. Рефлексия: Молодцы, ребята.  Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам.   Вам понравилось занятие? А что  вам понравилось ? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Зимующие птицы»

             Конспект НОД по развитию речи на тему:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи  на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...

Конспект ОД по развитию речи на тему «Зимующие птицы»

составление рассказа о зимующих птицах. Описание их....

Конспект НОД по развитию речи на тему "Зимующие птицы"

Данный конспект может быть использован воспитателями дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми старшей и подготовительной  группы (5-6 лет)...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Зимующие птицы»

Цель: закрепить и уточнить название зимующих птиц.Образовательные:- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы;- согласовывать числительные с существит...

Конспект занятия по развитию речи младший возраст "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи младший возраст "Зимующие птицы"...