Конспект занятия по развитию речи № 1 в средней группе Тема: «Описание игрушек - кошки и собаки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Описание игрушек - кошки и собаки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_opisanie_igrushek_-_koshki_i_sobaki.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи № 1

в средней группе

Тема: «Описание игрушек - кошки и собаки»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида.

Программное содержание: учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; активизировать слова, обозначающие действия и состояния (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] – [с’]; выделять в речи слова с этими звуками, закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

Материалы и оборудование: игрушки – машина, кошкасобака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.

Планируемые результаты: дети составляют описательный рассказ о животных.

Структура занятия

I

Вводная часть

Упражнение-приветствие

2 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Описание игрушки

«Кошка»

3 мин

2

Описание игрушки

«Собака»

3 мин

3

Физкультминутка

«Изобрази животного»

3 мин

4

Игра

«Угадай по голосу»

3 мин

5

Упражнение

Закрепление звука [с]

4 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

Упражнение-приветствие «Общий круг»

- Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас.

- А теперь пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед.

Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой. Поздоровавшись со всеми детьми, он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.

Раздается стук.

- Ребята, вы слышите, кто-то к нам в гости пришел. Вы проходите, присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю.

II. Основная часть

  1. Описание игрушки – кошки

- Ребята, посмотрите, кто к нам приехал в гости!

Появляется машина с игрушками. Дети выбирают кошку, рассматривают её, отвечают на вопросы воспитателя.- Кто это? (Это кошка.)

- Какая она? (Серая, пушистая, мягкая.)

- Что умеет делать кошка? (Ловить мышей, мурлыкать, лакать молоко.)

- Если мы погладим кошку, что она будет делать? (Мурлыкать, выгибать спину.)

- А что делает кошка, когда видит мышку? (Тихонько подкрадывается, ловит, бежит.)

- Если я покажу кошке ниточку с бантиком, что она будет делать? (Играть, подпрыгивать, хватать.)

- Послушайте, как я произнесу слово: ко-о-ш-ка-а. Повторите его со мной также.

Дети повторяют.

- Теперь Валя скажет слово «кошка», а мы послушаем, как будет звучать слово у Вали…

Ребёнок произносит слово «кошка».

- А Марина повторит нам, что делает кошка.

Ребёнок повторяет.

- Вспомним слова, которые вы назвали.

Дети выполняют.

  1. Описание игрушки - собаки

Воспитатель берет  игрушечную собаку.

- Кто это? (Собака.)

- Послушайте, как звучит слово с-с-со-о-оба-а-а-ка-а. Оля, произнеси это слово так, как я. (Обращаюсь с аналогичной просьбой ещё к двум-трём детям.)

Дети выполняют.

- Угадайте, как зовут собаку.

Дети называют различные клички.

- Это Жучка. Посмотрите, какая она красивая! Уши у неё… длинные, нос… чёрный, глаза… блестящие, лапы… толстые, шерсть… мягкая, пушистая. Ребята, что умеет делать собака? (Лаять, кусаться, бегать, ходить, сидеть, спать, смотреть, есть, шевелить ушами, вилять хвостом.)

Воспитатель на игрушке демонстрирует движения-подсказки: шевелит ушами собаки, хвостом и т.п.

- Что делает собака, когда видит кошку? (Хочет поймать её, бежит за ней, лает, ловит.)

- А когда собаке дают мясо, что она делает? (Подпрыгивает, служит, радуется, виляет хвостом, ест.)

- Вы сказали много слов о том, что делает собака. Вспомните и назовите эти слова ещё раз.

Дети выполняют.

- Сколько разных слов вы назвали! Кто хочет рассказать о Жучке, какая она, что умеет делать?

Дети отвечают.

В случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы. Это… собака. Ее зовут… Жучка. Жучка любит… грызть косточки. Собака красивая. У нее… длинные уши, черный нос, толстые лапы. Это собака-мама. У нее есть… щеночки. Собака любит своих… щенят.

3. Физкультминутка «Изобрази животного»

- Сейчас мы с вами поиграем. Это игра на внимание. Я вам буду показывать игрушечных животных, а вы должны изобразить, как животные  двигаются, «разговаривают».

Воспитатель показывает игрушки (по одной), находящиеся в машине.

Гуси: дети ходят по комнате, приседая, произносят га-га-га.

Лягушки: дети прыгают и произносят ква-ква-ква.

Слоны: дети идут переваливаясь, подняв головы вверх, громко произнося у-у-у.

4. Игра «Угадай по голосу»

- А сейчас мы поиграем в игру.

- Сначала вспомним, как мычит корова (м-у-у-у), как пищит мышка (пи-и-и), как гудит машина (би-и-и). Как стучит молоток?

Дети отвечают.

- Как звенит колокольчик? Как лает собака? Как гогочут гуси?

Дети отвечают.

Затем воспитатель произносит звукосочетания, а дети определяют по громкости голоса, какому животному (или предмету) – большому или маленькому – принадлежит то или иное звукосочетание. Например, он громко говорит ква-ква и дети называют лягушку.

- Какая лягушка квакает громко – большая или маленькая? (Большая.)

Затем то же самое звукопроизношение произносится тихо.

- Это лягушонок.

5. Упражнение на закрепление произношения звука [с]

Воспитатель сажает игрушки рядом с машиной.

- Игрушки хотят покататься на машине, но машина возьмет только тех животных, в названиях который есть звук [с]. Какой звук должен слышаться в словах?

Дети отвечают.

- Давайте прокатим слона. В этом слове слышится звук [с]. Послушайте: с-слон. Оля, произнеси это слово, как я.

Ребенок произносит.

- Хорошо произнесла. Или покатай слона. Кого мы еще покатаем? В каком слове ещё слышится звук [с]? (Собака.)

- Правильно, можно покатать собаку. Павлик, произнеси слово собака так, чтобы слышался звук [с].

Ребенок произносит.

- Правильно произнес, покатай собаку.

Если дети называют слово в котором нет звука [с], воспитатель произносит его, выделяя каждый звук, например ко-о-ош-шка-а-а-а, предлагает всем детям сказать так же.

Воспитатель сажает в машину гуся. Машина не едет.

- Машина не повезет гуся. В этом столе есть звук [с’], а не [с]. Кто еще не катался на машине? (Кошка и лягушка.)

- Повезет их машина?

Дети отвечают.

 - Почему? но кошке и лягушке очень хочется покататься. Что же мы будем делать? Может быть, покатаем кошку и лягушку на другой машине?.

Дети отвечают.

III. Заключительная часть

- Молодцы, ребята. Вы хорошо рассказывали про собаку Жучку, ей очень понравились ваши рассказы, правильно отгадывали игрушки. А что же мы еще с вами делали?

- Про какие игрушки мы сегодня разговаривали?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- А какая у вас любимая игрушка?

- А теперь скажем всем игрушкам «До свидания».

Дети прощаются с игрушками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Описание внешнего вида друг друга»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группеТема: «Описание внешнего вида друг друга»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема «Описание мебели»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.Тема «Описание мебели» Воспитатель: Рахманова У.В. Цель: расширить представления детей о предметах мебели.Задачи:Образовательн...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Военная техника (описание)

Цель: Формирование представлений о военном транспорте и его назначении. ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами».

Учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя....