Дидактические игры по обучению грамоте для детей 6-7 лет
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Данилова Екатерина Викторовна

Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 6-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям логопедам, родителям в работе с дошкольниками.

Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.

Задачи:

  • совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений; чтение слов, предложений;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать графические навыки, умение выполнять работу в соответствии с инструкцией, произвольное внимание.
  • развивать зрительное внимание, умение сосредоточиться, зрительную память.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.

Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.

Использование перфокарт позволяет:

  • закрепить пройденный материал;
  • оперативно проверить усвоение материала;
  • развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
  • активизировать мыслительную деятельность детей, внимание; - учитывать индивидуальные особенности дошкольников.

Проверка:

  • самостоятельно;
  • парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
  • фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.

Перфокарты могут быть использованы:

  • педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
  • педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву».

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Твердый-мягкий».

Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь], [л]—[ль].)

Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.

Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове».

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дети определяют место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слоги».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа.

Вариант 1.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

Вариант 2.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа - слоговые схемы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией со слоговой схемой, которая обозначает количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке».

Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово».

Цель: совершенствование навыков чтения слов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось».

Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.

Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа - предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения».

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении».

Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.

Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ

Презентация на тему: "Дидактические игры по обучению грамоте детей с ОВЗ"...

Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет

Дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками....

«Дидактические игры по обучению грамоте слабослышащих детей посредством лего-конструирования»

В данной статье представлены дидактические игры для детей с нарушением слуха ....

Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшей группы

Закреплять знания о гласных и согласных звуках.Развитие умений определять количество слогов в слове....

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку" методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Дидактическая игра по обучению грамоте "Прочитай и подбери картинку"методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)Цель игры: развитие восприятия прочитанного, совершен...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста".

Дидактические игры по обучению грамоте  детей старшего дошкольного возраста...