Рабочая программа по развитию речи в старшей группе
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Баруткина Евгения Алексеевна

Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в форме совместной деятельности. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ladushkirabochaya_programma_starshaya_gruppa_ladushki.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Стр.2-3

  1. Цель и задачи по реализации программы  совместной деятельности

Стр.3-4

1.1.2 Принципы и подходы реализации Программы

Стр. 4-5

1.1.3 Значимые характеристики возрастных особенностей детей для разработки Программы

Стр.5

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Стр.5-6

1.3 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Стр.6-7

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание, формы, способы, методы и средства образовательной деятельности по освоению Программы

Стр.7-12

2.2 Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Стр.12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

Стр.12-13

3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Стр. 13

Приложение 1. Мониторинг

Стр.14

Приложение 2. Перспективное планирование

Стр.15-16

 

 

      I  Целевой раздел

Пояснительная записка

  Дополнительная образовательная программа  по совместной деятельности «Ладушки» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);

 

  • Письмом Минобрнауки  РФ от 11.12.06 г. №06-1844  о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 24.3648 20(утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.№28);
  • Уставом  МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования  район.... г. ...от 28.02.2019 г.   №  140;
  • «Конвенцией о правах ребёнка». Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  • Основной образовательной программой ДОУ.

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Она предусматривает:

  • - Развитие речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме).
  • - Взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка).
  • - Связь речевой деятельности с другими сторонами психического развития.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок непосредственной образовательной деятельности,  сохранение и укрепление здоровья детей.
Актуальность

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

  1.  Цели и задачи по реализации программы
    Цель: предоставление дополнительных образовательных услуг для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения   по направлению – речевое развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет в форме совместной деятельности. Формирование и совершенствование общих речевых навыков, как основа успешной социализации и дальнейшего речевого развития.
    Задачи:
    Создание условий, способствующих всестороннему развитию детей и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
  1. Оснащение предметно – развивающей среды, пополнение методическими материалами, дидактическими пособиями оборудованием в соответствии с  реализуемой программой, с учётом возрастных особенностей детей.
  2. Практическое овладение детьми нормами речи, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
  3. Создание условий для реализации индивидуальных возможностей развития детей данного возраста. Формировать у детей опыт  социальных навыков поведения, создавать условия для   развития творческой активности детей.

1.1.2  Принципы и подходы к формированию программы.

Программа построена на следующих принципах:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.  
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Создание программы совместной деятельности обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по развитию речи и актуальностью проблемы по развитию», направленных на развитие всей связной речи у дошкольников. Так – же данная образовательная программа  обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в дошкольном  возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

  1. 3 Значимая характеристика возрастных особенностей детей для разработки Программы. 

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

  1. 2.Планируемые результаты освоения Программы.

В результате обучения дети должны уметь:  

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
2. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами.
3.   Правильное употребление грамматических категорий.
4.   Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале.
5.   Формирование связной речи.

1.3.Развивающее оценивание качества образовательной  деятельности по Программе 

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений. Периодичность  педагогической диагностики – два раза в год (октябре и мае). В октябре проводится с целью выявления стартовых условий (исходный уровень развития ребенка). В апреле-мае проводится с целью оценки степени решения поставленных задач; определения перспектив дальнейшего проектирования по дополнительному образованию.

1 балл     – показатель почти не проявляется (не сформирован).

2 балла  –  показатель проявляется нестабильно, неустойчиво (частично сформирован);

3 балла  –  показатель проявляется ярко (сформирован);

Не сформирован: Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах, при рассказывании требует помощи взрослого. Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь его недостаточна выразительна.
Частично сформирован: В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых и сверстников. Проявляет интерес  к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная, ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна.
Сформирован: Ребенок владеет речевыми  умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

II. Содержательный раздел.

1.Особенности осуществления образовательного процесса        

Форма проведения занятий:

         Занятия проводятся в интегрированной форме, совместная  деятельность, индивидуальная работа. В течение года совместная деятельность с воспитанниками проводится 1 раз в неделю   в среду 25 минут во второй половине дня по скользящему графику, вне  основного времени работы.

       Методы и приёмы:

Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
   Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реали зации программы.  

Перспективный план работы совместной деятельности с детьми «Ладушки »

 

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1.

« Сказка Весёлом Язычке»

Вызвать у детей интерес к работе в речевом кружке Весёлый Язычок . Способствовать развитию;  слухового внимания и зрительной памяти, артикуляционного аппарата. Умение координировать движения во взаимосвязью с речью.
                                                                                                                                                                                                             

2.

« На прогулку с Весёлым Язычком»

Создавать благоприятные условия для проявления детской индивидуальности. Помогать ребёнку, поверить в свои возможности. Способствовать желанию, участвовать в играх с язычком, в играх импровизациях. Развивать общую и мелкую моторику

.

3.

«Помощники Весёлого Язычка»

Формировать  интерес у детей к речевой деятельности. Способствовать умению, четко произносить звуки в  словах. Развивать речевое дыхание. Помогать координировать движения во взаимосвязью с речью. Развивать фантазию и воображение детей.
 

4.

« Вот какие мы друзья.»

Через игровую деятельность развивать воображение и пластику, закреплять у детей чёткое, правильное произношение звуков в словах и  фразовой речи. Развивать эмоциональную речь, память, воображение, речевое дыхание, фонематическое восприятие. Расширять лексический запас. 

Октябрь

1.

« Ай, глаза – глазёнки.»

Способствовать интересу детей к , чтению скороговорок в разном темпе, умению  произносить звуки в словах, учить правильной артикуляций  при произношении звука  «с». Желанию выразительно изображать взятый на себя образ.

 

.

«Козы, козы как живёте ? "

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание стихотворений, развивать образность речи и четкое произношение звука «с»,  в звукосочетаниях и словах. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат. Расширять лексический запас. 

3

 

 

«Ой, Коза – Дереза.»

 

  

4. Заячья горка.                          

Развивать артикуляционный аппарат, учить правильному речевому дыханию, четкому произношению звуков в словах. Способствовать умению, эмоционально передавать взятый на себя образ (мимикой, жестами, голосом). Развивать речевую активность детей заинтересовать поэтическим содержанием.

Cпособствовать  умению, и желанию ребёнка, брать на себя образ сказочного героя. Развивать речевую активность детей.

Развивать артикуляционный аппарат, учить правильному речевому дыханию.

Ноябрь

1.

«Сундучок осени».

Способствовать чёткому внятному произношению звуков в словах, уточнить правильную артикуляцию при произношении звука «ц». Отрабатывать четкое произношение звука  Развивать эмоциональную речь,  речевое дыхание,  слуховое внимание и зрительную память.

2.

«Курица – Умница»

 

С помощью игровой деятельности развивать образное воображение. Закреплять артикуляцию звука «ц». Способствовать развитию памяти, речевому дыханию.

3.

«Осенняя карусель»

 

Способствовать четкому произношению звука «ц» во фразовой речи, развивать речевую активность. Вызвать желание вести речевой диалог, выделяя голосом и мимикой речевые обороты.

4.

«Подарки осени»

Закреплять знание об осенних явлениях в природе. Развивать воображение, память, пантомическую выразительность. Способствовать четкому проговариванию звуков в речи.

Декабрь

1.

«В гости к нам пришли матрешки»

Уточнить и закрепить с детьми артикуляцию при произношении звука «ш» изолированного и в словах. Развивать интонацию, речь. Вызвать желание участвовать в играх.

2.

«Тише мыши не шумите»

Отрабатывать звуковую выразительность речи. Развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух.

3.

« Почтовая история»

 

Отрабатывать правильное произношение звука «ш» во фразовой речи. Добиваться умения пользоваться тихим голосом. Развивать речевое дыхание, эмоциональную отзывчивость.

4.

« Проказы зимы»

Развивать память, речь, пантомимическую и речевую выразительность. Формировать вежливому общению в игре со сверстниками и взрослыми.

Январь

1.

«В гостях у жука»

 Отработать чистое произношение  звука «ж» изолированно в словах и слогах. Развивать артикуляционный аппарат. Разрабатывать интонационную выразительность речи.

2.

«От чего ты еж колючий»

Вызвать желание участвовать в речевых диалогах. Отражая характерные особенности героя. Уточнить артикуляцию при произношении звука «ж». Умение произносить скороговорки в медленном и быстром темпе.

3.

« В гости к зиме»

Развивать воображение, выразительность движения, мимики. Способствовать отработки в произношении звука «ж». Развивать речевую активность детей.

Февраль

1

«Едет, едет паровоз»

Познакомить Веселый язычок со звуком «ч». Уточнить артикуляцию звука отрабатывать произношение изолированного звука в слогах и словах. Воспитывать интонационную выразительность речи. Обогащать лексический запас.

2.

«Чудесный сундучок»

Отрабатывать четкое произношение звука «ч» в словах. Способствовать умению, произносить скороговорки медленно и быстро. Развивать речевую активность детей.

3.

«Возьми меня с собой….»

 

Развивать интонацию, выразительность, память детей. Способствовать развитию речевой активности.

4.

«Урок вежливости»

Способствовать усвоению детьми речевого элемента, умению интонировать вежливые слова. Развивать умение говорить понятно для окружающих.

Март

1

«Вот какая мама….»

 

Развивать воображение, выразительность, движение, мимику. Уточнить артикуляцию звука «щ». Отрабатывать его изолированно в словах. Развивать эмоциональную речь.

2.

«Путешествие на речку»

Вырабатывать интонацию, выразительность речи, умение говорить громко не торопясь проговаривая четко звуки в ловах.

3.

«Разведчики»

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи. Способствовать умению, четко произносить звук «ж» в словах и фразах. Развивать речевую активность.

4.

« Поиграй – ка»

Прививать навыки речевого этикета. Способствовать умению использовать в речи «волшебные слова»

Апрель

1 «

В гостях у весны»

Закреплять знания о весенних приметах. Развивать образную выразительность речи, чувство, ритма, темпа. Развивать артикуляционный аппарат.

2.

« Космонавтом быть хочу»

 

Развивать воображение, память, речевую активность и выразительность. Закреплять представление детей о воде ее качествах, изменениях природных явлениях. Оформлять интерес к пальчиковым играм.

3.

«Путешествие вместе с капелькой»

 

Развивать артикуляционный аппарат, память детей. Способствовать отработки правильного произношения звука «л»  в словах. Формировать дружеские взаимоотношения в играх.

4.

«Птицы»

Способствовать умению детей понимать смысл пословиц, поговорок, запоминать их, использовать в нужном деле. Закреплять произношение звуков в словах.

Май

1.

«Баллада о юном барабанщике»

 

Провести подготовительные уроки пения для правильного произношения звука «р». Развивать артикуляционный аппарат, эмоциональную речь.

2.

«Уроки Весёлого язычка»

 

Способствовать умению, определять правильное положение языка при произношении звука «р». Развивать эмоциональную речь.

3.

« О чём кричит ворона»

 

Развивать воображение детей, память. Развивать пантомическую выразительность, звукоподражательные навыки, чувство ритма. Формировать желание участвовать в совместных играх.

4.

«На лесном перекрёстке»

Развивать фантазию, воображение детей, память. Способствовать отработке правильного произношения звука «р» в словах, фразах. Формировать интерес к животным и совместным играм.

2.2.Система работы по взаимодействию с семьями  воспитанников.

Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество педагога  с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители – основные участники образовательных отношений. Семья – жизненно необходимая среда дошкольника, определяющая путь развития его личности.
-Познакомить родителей с целью и задачами.
-Выработать у родителей педагогические умения по воспитанию детей, расширению возникающих педагогических ситуаций.
-Познакомить родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей.
-Создать условия, способствующие преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи.
-Проведение тематических консультаций для родителей по разным направлениям речевого воспитания ребенка (круглый сто на тему «Проблемы речевого развития детей и пути их решения», «Развитие связной речи детей» «Играя, развиваем речь ребенка», «Речевые игры по дороге домой»,  «Роль скороговорки в развитии речи дошкольников» и т.д

III. Организационный раздел.

3. 1.Материально-техническое обеспечение Программы.

В работе совместной деятельности  широко используются технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр,  ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, DVD

  • Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные, птицы.)
  • Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
  • Сюжетные картинки разнообразной тематики
  • Пособия для развития воздушной струи и формирования правильного речевого дыхания
  • Настольно-печатные игры
  • Альбом с картинками на звукоподражание
  • Картотека упражнений артикуляционной гимнастики (с соответствующими изображениями)
  • Игрушки и пособия для организации театрализованной деятельности (перчаточные куклы Би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, театр масок).

3.2.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1.     Амебьева Е.А. Развитие воображения и речи у детей. Творческий центр «Сфера» 2006г.

2.     Антонова Л. Г Развитие речи «Уроки риторики»  Академия развития 2002г.

3.     Белая Е. А. Пальчиковые игры для развития речи дошколтников  Москва         2000г

4.     Болотина Л. Р., Микляева Н.В.., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи Айрис пресс Москва 2006

5.     Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением СПб  2002г

6.     Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Академия развития. 2002г

7.     Вихарева Г.Ф. Песенка Звени! СПб 200г.

8.     Гербова В.В. Учись говорить  Москва «Просвещение» 2002г

9.     Гризик Т. И.,Учимся говорить.  Москва 2003г.

10. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Москва 2009г

Приложение 1

 

Мониторинг освоения программы «Ладушки»

Ф.И ребенка

умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

 умения слушать и рассказывать стихотворения, потешки;

 Умения формировать правильное произношение звуков.

умения говорить о рассматриваемых картинках.

.


Приложение 2

Месяц                                                             Темы занятий                                                            Количество занятий

Сентябрь

«Сказка о Весёлом язычке»

«На прогулку с Весёлым язычком»

«Помощники Весёлого Язычка»

« Вот какие мы друзья»

1

1

1

1

Октябрь

«Ай, глаза – глазёнки»

« Козы, козы как живёте?»

«Коза – дереза»

« Заячья горка»

1

1

1

1

Ноябрь

«Сундучок осени»

«Курица – умница»

«Осенняя карусель»

«Подарки осени»

1

1

1

1

Декабрь

«В гости к нам пришли матрёшки»

« Тише мыши, не шумите.»

« Почтовая история»

« Проказы зимы»

1

1

1

1

Январь

«В гостях у жука»

«Отчего ты ёж колючий»

« В гости к зиме»

1

1

1

Февраль

«Едет, едет паровоз»

«Чудесный сундучок»

«Возьми меня с собой….»

« Урок вежливости»

1

1

1

1

Март

«Вот какая мама….»

«Путешествие на речку»

« Старые знакомые»

«Разведчики»

« Поиграй – ка»

1

1

1

1

1

Апрель

«В гостях у весны»

« Космонавтом быть хочу»

«Путешествие вместе с капелькой»

«Птицы»

1

1

1

1

Май

«Баллада о юном барабанщике»

«Уроки Весёлого язычка»

« О чём кричит ворона»

«На лесном перекрёстке»

1

1

1

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.

Пояснительная запискаБольшое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи....

Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по развитию речи  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет.

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы 5-6 лет по программе "Детство"....

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....

Рабочая программа по развитию речи в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами.

Рабочая программа в старшей логопедической группе в соответствии с лексическими темами....