«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Агапова Татьяна Викторовна

«Источники творческих способностей

и дарования  детей – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами : чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А.Сухомлинский.

 «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_motorika_ruk.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Источники творческих способностей

и дарования  детей – на кончиках их пальцев.

 От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами : чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А.Сухомлинский.

 «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей»

     С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования  в жизни человека.

     Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».

  В настоящее время многие дети имеют проблемы с речью, поэтому мелкая моторика рук помогает развитию речевой активности воспитанников. Помогать развитию речи воспитанников нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнём эту работу, тем быстрее мы получим результаты нашей работы.

     

     Да, мелкая моторика рук играет очень важную роль в развитии речи детей, в группе раннего возраста, так как мы работали в такой группе. В начале года многие дети приходили к нам не говорящие, а к концу учебного года начинали говорить. В своей работе мы использовали такие игры на развитие мелкой моторики, как «Прищепки». Они очень помогали развитию мелкой моторики, и не только. С помощью прищепок у детей формируется навыки различения в цвете. Идёт из тучки дождик, к тучке прикрепляем синие прищепки. Светит солнышко, к солнышку прикрепляем жёлтые прищепки (лучики) и так далее. Также использовали игру «Стирка», где дети одежду красного цвета прикрепляют красной прищепкой, зелёного – зелёной, и так далее. Нами было изготовлено оборудование для мелкой моторики рук («цветная книга»). Она выполняет несколько функций: дети не только выкладывают закладки на нужную страницу по цвету, но и прикрепляют овощи и фрукты по цвету, развивая мелкую моторику рук. Огромное значение для развития мелкой моторики рук в группе раннего возраста играют пальчиковые игры. Пальчиковые игры мы стараемся использовать в разных режимных моментах. К концу года дети уже сами могли использовать пальчиковые игры в самостоятельной деятельности. Очень нашим детям нравились такие пальчиковые игры, как «Кипяток», «Капустка» и другие. Очень важна в этом возрасте театрализованная деятельность.  Она помогает детям не только адаптироваться к ДОУ, но и с помощью пальчикового театра мы развиваем мелкую моторику рук. В работе по развитию мелкой моторики рук важное значение имели игры на ощупь. Развивая тактильные ощущения детей мы развиваем речь. Используя игру «Чудесный мешочек» развиваем мелкую моторику рук. Дети на ощупь должны определить, что находится в мешочке, не используя зрительную функцию организма. «Чудесный мешочек» использовали и на НОД по теме: «Овощи», «Фрукты» и другие. Использовали мешочки с разными крупами при знакомстве с социальным миром. Также мелкую моторику рук в этом возрасте хорошо развивать, используя игры с водой и песком. Из тазика с помощью сачка мы вылавливаем различные предметы, здесь мы развиваем не только мелкую моторику рук, но внимательность и ловкость. Игры с песком в холодное время позволяют также развивать мелкую моторику рук, с помощью песочных наборов дети строят различные постройки. Для развития мелкой моторики рук немало важную роль играют НОД по художественно – эстетическому развитию (лепке, рисованию). При работе с пластилином у детей тоже формируется речь. Мы использовали в свободной деятельности раскраски для маленьких. При раскрашивании у детей также происходит развитие мелкой моторики рук. Очень часто использовали в работе с детьми рисование пальчиками. Рисование и лепка не только помогают в развитии мелкой моторики рук, но и способствуют развитию эстетического вкуса. Использование нетрадиционных техник рисования в свободной деятельности играют также немало важную роль в развитии речи воспитанников. Использовали рисование на пластмассовых гвоздиках (Геоконт). Дети с помощью резинок рисуют дом, используя геометрические фигуры (крышу – треугольник, дом – квадрат). Художественно – эстетическое развитие (музыка) также способствует развитию мелкой моторики рук, когда мы играем на барабане (бьём палочками), дудочке (перебираем пальчиками, имитируя игру на дудочке), бьём в бубен и другие. Музыкальный руководитель продолжала нашу работу по развитию мелкой моторики рук. Развитию мелкой моторики рук способствуют дидактические игры: вкладыши (вставляем окошки), пирамидки (нанизываем колечки). Для развития мелкой моторики рук огромное значение имеют шнуровки, игры с пуговицами, кнопками. У нас в группе была изготовлена черепаха, которая была разбита на сектора. В одном секторе была использована шнуровка, в другом кнопочки, в третьем – пуговицы, в четвёртом – липучки и многое другое. В раннем возрасте используется календарь природы, который также развивает мелкую моторику рук. Дерево, тучки, цветы, животные, листья, солнце и другое прикрепляются на липучки, дети могут их снимать и проводить смену времён года. Зима – дерево без листьев, весна, лето – на дереве   зелёные листья, осень – на дереве разноцветные листья. Немало важное значение для развития мелкой моторики рук имеет также сухой бассейн, в котором используются разные виды круп.

   Родителями была также оказана помощь в изготовлении пособий для развития мелкой моторики рук: книга с различными страницами (шнуровка, липучки, пуговицы, крючки и многое другое), деревянный ботинок со шнурком, также был изготовлен стенд на котором был прикреплён различный бросовый материал (задвижки, защёлки, крючок и другое). Дети могли играть с этими пособиями в свободной деятельности.

    Таким образом, мелкая моторика рук играет очень важную роль в развитии речевой активности воспитанников. Нам кажется, что эту начатую работу нужно продолжать в дальнейшем. Конечно используя игры и другие виды деятельности соответствующие возрастным особенностям детей.

Проводимая нами работа над развитием мелкой моторики у детей способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей"

Консультация необходима родителям и воспитателям средней группы....

«Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями»

«Развитие мелкой моторики рук, как средстворазвития речи у детей с речевыми нарушениями»...