Тактильные ощущения, как основа гармоничного развития детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Речь о необходимости раннего развития тактильных ощущений ведется уже давно. Тактильные ощущения — это одна из форм общения ребенка с окружающим миром, начиная с самого рождения. Важность тактильных ощущений для развития ребенка очевидна даже не специалисту в области коррекционной педагогики.

 Тактильное восприятие основано на действии кожных рецепторов. Находятся они на поверхности всего тела человека, и именно они воспринимают сенсорные сигналы и считывающим информацию о том, чего касается человек. Какое-то физическое раздражение воздействует на соответствующий рецептор, который и классифицирует данное ощущение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemchenko_taktilnye_oshchushcheniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Тактильные ощущения, как основа гармоничного развития детей дошкольного возраста».

Приемченко Наталия Вадимовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 105

Невского района г. Санкт-Петербурга

Речь о необходимости раннего развития тактильных ощущений ведется уже давно. Тактильные ощущения — это одна из форм общения ребенка с окружающим миром, начиная с самого рождения. Важность тактильных ощущений для развития ребенка очевидна даже не специалисту в области коррекционной педагогики.

 Тактильное восприятие основано на действии кожных рецепторов. Находятся они на поверхности всего тела человека, и именно они воспринимают сенсорные сигналы и считывающим информацию о том, чего касается человек. Какое-то физическое раздражение воздействует на соответствующий рецептор, который и классифицирует данное ощущение.

В качестве основных видов ощущений различают:

  • кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);
  • органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

Доказано, что именно на пальцах рук и находятся самые чувствительные рецепторы. Когда человек прикасается к предметам, трогает их, он может получить так много информации, как если бы он осматривал их.  Поэтому в первую очередь, осязание называют познавательной функцией руки человека.

Без прикосновений человек не сможет сформировать всестороннее представление о том предметном мире, который его окружает, так как именно прикосновения являются основой чувственного познания. Прикасаясь к различным поверхностям, человек может мысленно сравнивать их и удивляться их многообразию. Именно через прикосновения человек воспринимает ощущения давления, боль, температуру и другие качества предметов.

Через прикосновения человек познает такие качества предметов, как величина, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод. И понимает, что характерны они именно для этого предмета. С помощью чувственного восприятия формируются первичные впечатления о форме и величине предметов, расположении их в пространстве, качестве использованных материалов для их изготовления.

Ручки, а именно ладошки и пальчики ребенка – очень важные части его тела, которые отвечают за развитие мыслительной деятельности. Когда ребенок прикасается к той или иной  поверхности, в его мозгу запускается много процессов, которые позволяют ему обозначить тот предмет, к которому он только что прикоснулся.

Прикосновения маленьких ладошек первыми открывают ребенку дверь в мир окружающих его предметов. Маленькому человечку столько всего предстоит узнать и усвоить о нем! А начальный этап познания этого мира в буквальном смысле начинается на ощупь. Ни для не секрет, что предметная деятельность является основой первых голов жизни ребенка. Дети постоянно трогают различные предметы и ощущают их особенности, обращают внимание и запоминают их различия. Постепенно ребенок начинает понимать, что твердая поверхность стола отличается от покрывала на диване, а пластиковый кубик отличается от любимого плюшевого зайки. Благодаря ощущениям, которые испытывают его ладошки, ребенок воспринимает и запоминает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр. А после трех лет он уже может осознать, что надувной шар пружинит совсем не так, как резиновый мяч, а вязкость любимой манной каши совсем не такая, как у пластилина.

Вся сенсорная информация постепенно накапливается мозгом ребенка. Дошкольник все больше и тоньше различает сигналы, поступающие в мозг от прикосновений. Возможность познавать мир через прикосновения помогут ребенку накопить базу характеристик предметов, и в дальнейшем использовать их для понимания свойств и особенностей всего окружающего.

В отличии от раннего детства, когда восприятие происходит хаотично и непроизвольно, в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом, который открывает двери к осознанию того, как устроен окружающий ребенка предметный мир, какими особенностями обладают эти предметы и явления, и как они взаимосвязаны между собой.

Ребенок до 2-3 лет трогает ладошкой и берет в руки все до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, иногда уже и на собственном опыте, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком и быстро отдернет руку на всякий случай. Однако, все равно остается большой проблемой то, что не все реально опасные ситуации ребенок может распознать самостоятельно. Но только так ребенок может познать такой признак предмета, как горячий и холодный, острый и колючий. Вычленить отдельный признака необходимо так же при восприятии формы и контуров геометрических тел, которых очень много и среди игрушек ребенка. Касаясь их во время игры ребенок дошкольного возраста понимает и твердо запоминает, что у кубиков есть четкие углы, а все, что без углов и круглой формы, можно называть мячиком или шариком. В дальнейшем узнавать эти формы ребенку будет помогать не только тактильные, а уже и зрительные анализаторы. В большинстве случаев дошкольник, конечно, будет видеть угловатые или сферические фигуры. Но, даже если предложить ребенку игру -  с закрытыми глазами доставать из мешочка предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он так же успешно сможет их определить и на ощупь.

Выполняя тактильные упражнения, мы не только наращиваем чувственный опыт ребенка, но и одновременно развиваем и мелкую моторику, что в свою очередь оказывает положительное влияние на речевое развитие ребенка. Совершенно точно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Функционирование зоны коры головного мозга, отвечающей за речь ребенка, в определенной мере зависит от развития движений пальцев. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче идет его речевое развитие. А развитие речи для ребенка - это основа основ! Без речи становится, если не невозможным, то очень затрудненным его интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное развитие, что рано или поздно обязательно вызовет негативное влияние на отношение ребенка к действительности и к самому себе. Таким образом, задержка речевого развития у ребенка негативно влияет на формирование личности маленького человека.

В прямой зависимости от регулярного выполнения тактильных упражнений находится и развитие координации, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти. Для того, чтобы в дальнейшем наиболее успешно справляться с задачей как можно точнее сравнить предметы, объединить или различить окружающие его предметы и явления, а значит наиболее успешно упорядочить мышление, у ребенка должен быть большой багаж тактильных ощущений.

С целью их прямого или косвенного развития можно использовать различные виды деятельности:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • конструирование из бумаги (оригами);
  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
  • игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • собирание пазлов;
  • сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Так же можно в зависимости от возраста ребенка, выстраивать собирать серии из предметов или просто находить им пары. В некоторых случаях можно попросить ребенка закрыть глаза, если речь идет, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Тогда внимание ребенка будет фокусироваться именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Например, мы – взрослые закрываем глаза, когда, слушая музыку, хочется сосредоточиться на ее красоте и мастерстве ее исполнения. Тем самым мы изолируем слух, и имеем возможность использовать его в полную силу. Так же и у детей, чтобы они могли лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно просто попробовать попросить их закрыть глаза или спрятать предметы. Старшим дошкольникам особенно нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Особенно интересно для детей проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только трогая их руками, без использования зрительного анализатора.

Кроме всего выше названного, тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Установлено, что в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность, поэтому педагогам необходимо в процессе трудового воспитания дошкольников сформировать внушительный багаж привычных трудовых действий. Это будет несложно, так как практическая деятельность вызывает сильные положительные эмоции у детей, сводя на нет умственное утомление.

В процессе развития тактильных ощущений рецепторов дошкольников педагогу не следует забывать о традиционной пальчиковой гимнастике и об использовании элементов массажа и самомассажа рук.

В работе по развитию тактильной чувствительности у детей никак не обойтись без тактильно - развивающей предметно-пространственной среды, которая должна включать в себя соответствующие разнообразные материалы, способствующие накоплению чувственного опыта у дошкольников.

Это могут быть:

  • Дощечки или куски картона в виде ладошек, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью, шелком и пр.
  • Воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку
  • Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи.
  • «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди.
  • Шнуровки
  • Сенсорные кубы, бизиборды
  • и пр.

Сформировать у детей новые ощущения и создать положительный эмоциональный настрой позволят не только натуральные качества использованных природных материалов, но и гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов. Полноценно организованная, постоянно обновляющаяся, тактильная среда, позволит через развитие тактильного опыта расширять представления дошкольников о различных предметах и свойствах объектов окружающего их мира.

Однако, хочется обратить внимание педагогов еще на тот факт, что о важности развития тактильных ощущений рук, сегодня знают и говорят очень многие. Но не менее важно и значимо для ребенка и ощущения, идущие, например от босых ступней. А тактильные ощущения спины вообще очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и, как оказалось, повышают иммунитет.

Для накапливания чувственного опыта ощущения ребенку нужны разные и необязательно только мягкие или нежные. Некоторым детям нравится прикасаться, например, к дощечкам с самой грубой наждачной бумагой. Чем более контрастными ощущениями обеспечен ребенок, тем богаче будет его тактильный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и родителей « Создание предметно – развивающей среды для гармоничного развития детей дошкольного возраста в детском саду и дома».

Моя консультация предназначена прежде всего тем  родителям и педагогам, которые  интересуются методиками, помогающими гармонично, интересно, познавательно – развлекательно развивать логическ...

Влияние подвижных игр на гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Игра — основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста, это жизнь ребенка, его восприятие действительности, его эмоции, его главная работа. В игре ребенок отражает реальность, ...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При про...

Роль физкультурных праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста

Роль физкультурных праздников в гармоничном развитии детей дошкольного возраста...

Подвижная игра как средство гармоничного развития детей дошкольного возраста

Подвижная игра с правилами — это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющи...

Патриотическое воспитания через всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитания через всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста...