Развитие связной речи дошкольников (консультация для воспитателей)
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Развитие связной

речи дошкольников

(консультация для воспитателей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 78 комбинированного вида»

 Развитие связной

речи дошкольников

(консультация для воспитателей)

                          Учитель-логопед:

                          Кострюкова И. А.

г. Саранск

        Формирование связной речи детей осуществляется в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, режимных моментов, наблюдения за окружающим, на специальных занятиях. 

        К основным видам работы по формированию связной речи относятся:

  • рассказ по аналогии,
  • рассказ по картине,
  • придумывание рассказа по заданному началу,
  • составление рассказа на предложенную тему,
  • по теме с опорой на образец педагога;
  • на тему из личного и коллективного опыта с опорой на план;
  • по наборам игрушек;
  • по опорным словам;
  • про знакомого героя;
  • при наличии только названия рассказа.

 В средней группе учим детей навыкам составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинкам, учим составлению простого описания предмета, коротких рассказов по картинкам, рассказов-описаний, простых пересказов. Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. Занятия по обучению описанию предметов оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в последовательное связное сообщение.

При обучении детей описанию предметов ставятся следующие задачи:

1. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов.

2. Развитие обобщенных представлений о построении описания предмета.

3. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

4. Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему.

Такое обучение осуществляется поэтапно и включает в себя основные виды работы:

  • подготовительные упражнения к описанию предмета;
  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам;
  • обучение развернутому описанию предмета;
  • подготовку к обучению сравнительному описанию предметов.

В старшей и подготовительной группе предусматривается обучение составлению рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа – развитие самостоятельной связной речи детей. В занятия по пересказу, рассказыванию по картинам включаем отдельные доступные им задания творческого характера. На занятиях по обучению составлять рассказ по сюжетным картинкам и сериям картин ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия.

Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание одного из фрагментов картины, закрытого экраном. Педагог помогает детям, называет место действия, изображенного на закрытой его части. Дети, ориентируясь на общее ее содержание, делают догадки о возможных персонажах и их действиях, а педагог выбирает правильно угаданные ими близкие к изображенному варианты (персонажи, предметы, моменты действия). Затем экран убирается, и дети составляют по данному фрагменту рассказ-описание.

При обучении рассказыванию по образцу педагога рекомендуется вспомогательный прием совместного составления рассказа по предлагаемой сюжетной схеме. Например: «В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат...) отправились (на дачу, рыбалку, в лес и т.д.). Папа взял с собой..., мама..., а я захватил с собой... Мы ехали на... (в... поезде, машине и др.). Там (где?) очень красиво. Рядом есть... (лес, озеро, река). Мы ходили в... (на..., за...). (Что было дальше?) Домой мы вернулись... Мне очень понравилось на... (в...).

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который применяется как образец для составления ими своих вариантов рассказа.

Для составления рассказов по аналогии использование произведения для пересказа с последующей заменой действующих лиц, деталей повествования, действий отдельных персонажей.

Структура таких занятий включает:

– чтение и разбор содержания текста;

– конкретные указания по составлению рассказа (изменение времени года, места действия и т.д.);

– рассказы детей с последующей коллективной оценкой.

Составление продолжения рассказа (окончания) по заданному началу Текст неоконченного рассказа после чтения пересказывается одним, двумя детьми. Затем дается задание придумать окончание рассказа по одному из предложенных вариантов.

      Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Например, читает незаконченный рассказ «Путешествие осеннего листочка», после чего задает детям вопросы: «Как вы думаете, листочек прилетел в парк? Как это произошло? Кто гулял в парке? Что случилось дальше?». Вопросы дают толчок творческому воображению детей.

Темы для детских рассказов могут быть как реалистическими ( «Случай в лесу» ), так и сказочные ( «Как медвежонок с ежом познакомился», «День рождения зайца» и др.).  

Для составления рассказа по наборам игрушек могут быть следующие темы: «У Алены день рождения», «Подарок для Деда Мороза» и др. В структуру занятий входит:

1) отгадывание загадок о персонажах и предметах будущего рассказа;

2) характеристика персонажей;

3) описание предметов;

4) определение темы рассказа;

5) составление детьми рассказов с использованием плана;

6) анализ детских рассказов.

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей.

В целях формирования связной речи старших дошкольников проводятся следующие виды занятий с картинным материалом.

1. Составление рассказов по сюжетным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья обедает», «Зимние развлечения»).  

2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия и предметов («Деревенский двор»).

3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.

4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

5. Описание пейзажной картины.

Занятия по обучению детей рассказыванию по картинам включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа), разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

При обучении рассказыванию по картине или ее части также применяются следующие методические приемы, образец рассказа педагога по данной картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющие план рассказа, составление рассказов по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину и он заговорит». Но в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со взрослым!

Современный дошкольник привык к красочным игрушкам, ярким, динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются с горки или собирают яблоки. Необходимы картины «нового поколения».

Роль картины в обучении дошкольника по-прежнему велика. Картина — прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагога:

  • упражняют наблюдательность,
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие),
  • пополняют запас знаний и сведений,
  • развивают речь.

Картина в различных ее видах (предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка.

 Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребенок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребенка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

Сюжеты для картин, представленных в пособии Т.А.Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников», смоделированы так, что они:

  • отражают интересное событие, нестандартную ситуацию;
  • вызывают яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждают к размышлению;
  • стимулируют фантазию;
  • способствуют заинтересованному общению ребенка со взрослым.

Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.

В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений используются вопросы. Вопросы делятся на те, которые помогают ребенку анализировать, рассуждать, пополнять знания и сведения, фантазировать и сочинять.

По мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания строятся на основе проводимых в детском саду мероприятий – утренников, экскурсий, а также наблюдений во время прогулок. Они рассказывают о празднике в детском саду, об интересной игре, о том, как наблюдали всей группой за зимующими птицами, о том, что видели на экскурсии. Рассказы составляются с опорой на образец логопеда или по заранее подготовленным модельным схемам. Применяются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий, рисунков самих детей, отражающих события из жизни в детском саду.  

Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

 Например, к сказке «Приключения ежика» даем следующий план: «Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло». В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.

Самый сложный вид рассказывания – придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему (без плана) дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Темы таких рассказов отражены в тематическом планировании. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Дети учатся наглядно и образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа.

Можно предложить детям темы для придумывания сказок о животных: «День рождения лисы», «Если бы я был медвежонком», «Приключения волка» и т. д.

Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить как игру «Кто интереснее придумает сказку».

Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.

Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных указаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года («Весна», «Мое любимое время года») нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план: 1) Чем весна отличается от зимы? 2) Какая погода бывает весной? 3) Что происходит весной с деревьями и кустами? 4) Как живут весной птицы и звери? 5) Что люди делают на огороде и в садах?

На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере освоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.

Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений («Зима и лето», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»). Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание рассказа, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.

Занятия такого типа могут начинаться с загадки о времени года (может быть рассмотрена иллюстрация). Далее предлагаем придумать определения к слову небо: «Какое оно весной? (Голубое, безоблачное, синее, приветливое, радостное, солнечное.) А в дождливый день?» (Хмурое, серое, черное, неприветливое, низкое и т. д.) Затем предлагается слово солнце (яркое, теплое, ясное, веселое, красное, золотое, румяное). Дети придумывают сравнения к слову ручеек (ручеек, как змейка, вьется; как колокольчик звенит; как будто змея в траве ползет). После этого они составляют рассказы о весне.

 Систематическое и последовательное проведение работы по обучению детей рассказыванию позволяет достичь успехов в развитии  речи детей и подготовить их к обучению в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников (консультация для воспитателей)

Что такое "связная речь"? Как правильно построить занятие по развитию связной речи в детском саду? На что обратить особое внимание? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье....

физическое развитие дошкольников-консультация для воспитателей

консультация для воспитателей: "Физическое развитие дошкольников"...

«Влияние «игрового» стретчинга на физическое развитие дошкольников». Консультация для воспитателей.

При внедрении в НОД по физической культуре "игрового стретчинга", данная консультация необходима....

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников - Консультация для воспитателей

Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников В начале ХХ в. предпринимаются попытки создания модели детского музея. А.У. Зеленко, Н.Д. Бартрам разрабатывают методы и Приемы, ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...