О нормальном речевом развитии
статья по развитию речи

Бузулан Оксана Викторовна

Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. А к 7 годам нормально развивающийся ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_normalnom_rechevom_razvitii.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

                         О нормальном речевом развитии.

Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до 8 недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта. Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ваш ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит на распев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», « у-а-а», « агу», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, вы стимулируете его речевое развитие. В 2,5-3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову. В 4 месяца у ребёнка отмечается так называемый комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослыми. Малыш радостно сучит ручками и ножками, смеётся на обращение мамы и взрослого. К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать ,произносить слоги: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев у него появляется внимание к артикуляции взрослых. Не сюсюкайте с ним говорите чётко и правильно. Это важно!  Если ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка оториноларингологу и провести углубленное исследования  слуха. А с 7-8месяцев  в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребёнок произносит цепочки слов с разными интонациями. К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребёнок всё чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым. К году в его словаре будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: мама, папа, баба, дай, на, пить, ко-ко, би-би, ав-ав, пи-пи т.п. К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама дай сок», «Мишка, сиди тут», «Хочу пить чай!» Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «маленький», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй», «маикий», «касий». К 3 годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягчённо). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки (Б, Бь, П, Пь, М, Мь, Т, Ть, Н, Нь, К, Кь, Г, Гь, В, Вь, Ф, Фь), строит простые распространённые или даже сложносочинённые предложения («Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шёл дождик»). Хотя в его речи ещё достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопаткам»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки. К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки (С, Сь, З, Зь), использует в речи сложноподчинённые предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребёнок правильно произносил в этом возрасте звук (Р). Очень часто желание мамы и папы научить ребёнка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения. К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки (Ш, Ж) почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке. К 17 годам он овладевает письменной речью и постигнет всё богатство родного языка в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности связной речи старших дошкольников с нормальным речевым развитием .

Дети старшего дошкольного возраста владеют основными функционально - смысловыми типами связных высказываний. Им доступно составление небольших по объему текстов, большинство детей способны дать назван...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....

О нормальном речевом развитии ребенка

О нормальном речевом развитии ребенка...

Общие закономерности развития речи у детей с нормальным речевым развитием и в условиях нарушения

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые исследователями нормальной детской речи, с путями становления детской речи при нарушении ее раз­вития, то нельзя не заметить в них опреде...

Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи

Материал, в котором раскрываются особенности развития связной речи у детей с отклонениями в речевом развитии, критерии развития связной речи детей в разных возрастных группах....

Сравнительный анализ развития психомоторных функций у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.

Отклонение в психомоторном развитии дошкольников с ОНР отмечаются уже с самого рождения. Эти дети позже возрастных нормативов начинают сидеть, стоять; у них с запозданием формируются локомоторные функ...