Познавательно-речевой досуг «Путешествие в Антарктиду»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Анна Александровна Финогенова

В конспекте представлен практический материал по познавательно-речевому развитию воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_antarktida.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевой досуг «Путешествие в Антарктиду»

Цель: развивать представления об окружающем мире; формировать целостную картину мира.

Задачи:

  • развивать у детей географические представления о земном шаре, познакомить с Антарктидой, как частью света;
  • формировать представления об Антарктиде, истории ее открытия;
  • познакомить с обитателями Южного полюса, его климатическими условиями.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Какое сейчас время года? По каким признакам мы можем узнать зиму?

Ребята, а вы знаете, что на нашей планете есть такое место, где зима длится вечно. Там никогда не бывает тепла. Повсюду один только снег и лёд.

Как вы думаете, каким цветом на глобусе может быть отмечено это место?

Слайд 1

Давайте попробуем найти это место на глобусе (это уменьшенная копия нашей планеты – Земли).

Какого цвета больше на глобусе? (голубого и синего). Что означает этот цвет? (океаны, моря, реки).

Кроме воды, на Земле есть, конечно, и суша. Большие участки суши называют материками. Их на Земле 6. Давайте узнаем про них.

Слайд 2

Видео про материки.

Материки нашей планеты не сразу были знакомы людям. Их постепенно осваивали, открывали и исследовали отважные мореплаватели. Это было много сотен лет тому назад.

Самым последним был открыт материк Антарктида.

Слайд 3

Это было 200 лет назад.

Слайд 4

По поручению президента России 2020 год объявлен годом Антарктиды.

Слайд 5

В то далекое время люди не знали, что на нашей земле есть такое место – Антарктида. Ведь раньше не было космических кораблей, с которых космонавты могут увидеть всю нашу Землю. Не было самолётов, которые могли бы пролететь много-много километров без остановки, и с которых можно рассмотреть всё, что находится внизу. Не было и сильных кораблей ледоколов, которые могут плыть среди льдов, разламывая льдины своим носом. Люди отправлялись на поиски новых земель на парусных деревянных кораблях.

Давайте узнаем, как это было…

Слайд 6

Много-много лет назад из небольшого города рядом с Санкт-Петербургом вышли в далёкое плавание два Российских парусных корабля «Восток» и «Мирный». Их командирами были русские мореплаватели Фадей Фадеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Корабли плыли очень долго, но ни штормы, ни туманы, ни айсберги не могли остановить моряков. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому они были смелыми, отважными, находчивыми, дружными и вся команда действовала сплочённо и слажено, как один человек.

Только через пол года российские моряки увидели землю, сплошь покрытую льдом необычайной высоты, это и была Антарктида. Больше трёх месяцев плыли российские моряки среди льдов вдоль берега Антарктиды и обошли её почти всю.

Так был открыт последний, шестой материк нашей планеты – Антарктида.

После открытия этого материка, люди не сразу начали его изучать и осваивать. Прошло много лет с тех пор и вот что сейчас мы знаем о нем. Послушаем рассказ мудрой Совы про материк Антарктида.

Слайд 7

Видеофильм «Рассказ мудрой Совы».

А вы хотели бы отправиться на эту загадочную землю?

Слайд 8

Фильм-путешествие.

Эта земля настолько загадочна и не изведана, она хранит множество тайн и удивительных природных явлений одно из которых – северное сияние. Давайте полюбуемся этой красотой.

Слайд 9

Видеофрагмент «Северное сияние».

В ясные морозные ночи на северном небе Антарктиды можно наблюдать необычное природное явление. Оно происходит только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные морозы. Небо неожиданно окрашивается в разные цвета, настолько яркие, что становится светло, как днем. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток.

Почему же возникает северное сияние?

Время от времени Солнце излучает большое количество электрически заряженных частиц, которые с бешеной скоростью мчатся сквозь Вселенную. Магнитное поле Земли направляет «солнечный ветер» в сторону полюсов. Если эти мельчайшие частицы сталкиваются с атомами воздушной оболочки Земли, то их энергия преобразуется в свет и на ночном небе возникают разнообразно окрашенные полосы, которые внезапно появляются и исчезают.

Несмотря на такой суровый климат здесь есть жизнь. Антарктида не может похвастаться большим количеством живой природы из-за сильных морозов и постоянного холода. Давайте вспомнит, кто же живет в Антарктиде?

Слайд 10-16

Загадки про животных и птиц Антарктиды.

1.В синем море бьёт фонтан,

Чудо-юдо великан.

Наберёт водички в рот

И фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит

Обитает в море (кит)

2.В дальних северных морях

На арктических полях

Я охочусь день-деньской,

Крики чаек надо мной.

Я ныряю целый день.

А зовут меня (тюлень).

3.Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живёт,

Есть усы и хвост и ротик.

Кто же это? (морской котик).

4.Мы животные морские,

Для китов опасней гроз.

Плавники у нас такие,

Что острее острых кос. (касатки)

5.Огромная морская птица.

Штормов и бури не боится.

Её чтут и боцман, и матрос.

А птица эта - …(альбатрос)

6.Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин...

Как зовём его? ...(пингвин)

Пингвины – это основные жители этого материка. Они обитают только здесь.

Слайд 17

Игра «По порядку становись!»

Сейчас нам предстоит из отколотых кусочков айсбергов собрать слово, обозначающее материк, на котором мы с вами сейчас находимся.

Слайд 18

Игра «Составь слово

Слайд 19-24

Посмотрите, ребята, вокруг один лед, целые глыбы льда - это айсберги (рассказ про айсберги).

Динамическая пауза «Айсберг».

Слайд 25-33

Игра «На что похож айсберг?»

Слайд 34

Эксперимент со льдом.

Сейчас мы с вами будем самыми настоящими учеными-исследователями. И проведем эксперимент со льдом. Пройдите в лабораторию, возьмите по кусочку льда и поместите каждый свой кусочек льда в емкость с водой, представьте, что это откололся кусок льда. Утонул он? Почему? Посмотрите внимательно, где находится большая часть льда? Какой вывод мы можем сделать? Почему? (потому что под водой находится его большая часть и она не видна).

Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что вам больше всего запомнилось? Что нового вы узнали? Что отличает Антарктиду от других материков? Давайте вспомним, какие животные живут в Антарктиде? Какие растения растут? А живут ли там люди?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию: Тема: «Путешествие в волшебный лес»

Программные задачи1.Уточнить представления детей о  диких животных наших лесов, условиях их жизни.2.Обогащать    и  актуализировать  словарь по теме, упражнять детей в уп...

Образовательная область. Познавательное речевое развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур"

Образовательная область. Познавательное развитие. Конспект "Путешествие в страну геометрических фигур". Учить детей называть и узнавать геометрические фигуры по описанию. Воспитывать интерес...

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию детей« Путешествие в прошлое часов»

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию " Путешествие в прошлое часов"...

Познавательно - речевой досуг «Путешествие по сказкам» (в подготовительной группе)

РЕЧЕВОЙ ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»(в подготовительной группе)   Детство – самая счастливая и светлая пора в жизни каждого человека. В это время ребенок познает, ...

Образовательная область "Речевое развитие". Познавательно - речевой досуг в подготовительной школе группе, тема «Путешествие по сказкам»

Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навыки детей пересказа сказок, расширить словарный запас; закрепить названия русских народных сказок....

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому развитию. Тема «Путешествие в прошлое – День Победы»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Форма про...