Театральная деятельность в логопедической работе. Театральная неделя.
методическая разработка по развитию речи

Сложно переоценить значение театральной деятельности в логопедической работе. Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слова, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний, совершенствование грамматического строя речи... И это не все цели, которые помогает реализовать театр. Конечно, работа должна быть систематической. Но ведь любая детская игра - это уже театр! А если играть со взрослыми? С мамами, папами, педагогами? Да и с декорациями и атрибутикой? Получается настоящая сказка! Так и родилась в нашем саду традиция Театральной недели... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_nedelya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в логопедической работе.

Театральная неделя.

Театр – это не только зрительный зал, стулья, занавес… Театр – это сказка. Это чудо. Театр – это возможность перенестись в волшебную страну. Театр – это отдельный мир! Театр никого не оставит равнодушным, особенно маленьких зрителей. Дети очень впечатлительны и поддаются эмоциональному воздействию. Поэтому всегда включаются в спектакль, с удовольствием общаются с героями, сами мечтают стать артистами.

Театральная деятельность – самое популярное и увлекательное направление дошкольного воспитания. Она близка, понятна ребенку. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Играя, ребенок учится, реализует себя, преодолевает трудности.  

Театр незаменим, особенно для детей с речевыми нарушениями. Ведь исправление недостатков речи – это огромный труд. И задача учителя-логопеда окружить ребенка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжелой работой. Элементы театрализованной деятельности педагоги используют на занятиях, в ходе режимных моментов.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Кроме того, решает и коррекционные задачи:

1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

В нашем детском саду, уже традиционно, к всемирному Дню театра, 27 марта, проходят целые театральные недели.  Готовиться к представлениям начинают заранее все: и  педагоги, и дети, и родители. Да и сама театральная неделя очень насыщенная.

Театральная неделя

понедельник

«Здравствуй, театр!»

вторник

«День маски, день сказки»

среда

«В гостях у сказки»

четверг

«Сказка в гости к нам пришла»

пятница

«Играем в сказки»

Понедельник «Здравствуй, театр!»

1. Познавательные беседы (в каждой группе)

например, о театрах (какие бывают театры), кто такие актеры, костюмерная и что там происходит…

Раскрыть понятия, такие как: сцена, занавес, афиша, декорации, действие, спектакль, пьеса, сказка, аплодисменты, антракт и др.

2. Просмотр (знакомство) видов театра, имеющихся в группах:

театр ложек, конусный театр, театр картинок, пальчиковый театр, театр перчаток, настольный театр, театр игрушек, марионеток, петрушек («бибабо») и т.д.

Вторник «День маски, день сказки»

1. Театральная мастерская:

изготовление новых масок, шапочек, атрибутики и т.п., преображение имеющихся масок, шапочек и т.п.

2. «Читаем детям» - чтение любимых детьми сказок

«Рассказывают дети» - конкурсы на лучшую рассказанную сказку. Можно записать на ТСО или со временем оформить «Книгу сказок»

3. «Приглашаем в театр»

сказка «Теремок» по С.Я.Маршаку (представление старшей группы для детей детского сада и родителей)

Среда «В гостях у сказки»

1. Сказочное представление для детей показывают взрослые.

2. Игровая минутка.

загадки про зверушек (с показом движений) – младшая группа

танцевальная игра – средний, старший возраст

игры-аттракционы – все желающие дети

3. Конкурсы:

«Загадки по сказкам», «Назови, какие сказки знаешь», «Доскажи словечко».

Четверг «Сказки в гости к вам пришли»

1. Взаимопоказы

Музыкальная сказка «Курочка Ряба» - младшая группа

Музыкальная сказка «Аленушка и лиса» - средняя группа

2. «Приглашаем в гости»

Мюзикл «Кошки, мышки и пирог» - подготовительная группа

Музыкальная сказка-импровизация по рассказу В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?»

Пятница «Играем в сказки»

1. «Муха-цокотуха в гостях у ребят»

инсценировка детей подготовительной группы и педагогов

2. «Разыгрываем сказки»

самостоятельная театрализованная деятельность детей в каждой группе

3. Выставки, посвященные театру:

рисунки, поделки, маски, оформление театрального уголка, «театральные билеты» и т.п.

Дети с большим удовольствием включаются в деятельность, с интересом показывают инсценировки и с таким же интересом смотрят их. А дети подготовительной группы попробовали себя и в роли сценаристов, когда все вместе «досочинили» сказку «Наш любимый Колобок». Сама сказка уже была, но нам не хватало действующих лиц. Пришлось доработать. Да простит меня автор…

«Наш любимый Колобок»

Ведущий (автор): Где-то на лесной опушке,

                 В одной маленькой избушке

                 Жила баба и жил дед…

                 Им уж было много лет…

                 Вот однажды пред обедом

                 Меж собой ведут беседу:

Дед:   Что-то голодно, старушка.

           Завалялась где ль горбушка?

           Кушать хочется чуток,

           Испеки мне колобок.

Баба:  Не могу тебе испечь,

            Мы два дня не топим печь,

            Нет зерна и нет муки,

            А в кастрюлях – пауки.

Дед:   Внучку нашу позови,

          Да в амбар скорей иди!

          По сусекам поскреби,

          Найдешь горсточку муки!

Автор: Так и сделали они….

             По сусекам помели,

             Муки горстку наскребли.

             Маслица добавили,

             Да и в печь поставили.

             Колобочек поднялся

             И румянцем налился.

             Из печи его достали,

                  И в сметане обваляли…

             Положили на окошко,

             Чтобы он остыл немножко.

              Колобочек полежал

              И в окошко убежал

              Прямо на дорожке он увидел кошку:

Кошка: Мяу-мяу, Колобок!

              Ты куда спешишь, дружок?

Колобок: Непоседе-Колобку

                 Скучно на окошке,

                  И решил я: «Убегу,

                  Разомнусь немножко!»

Кошка: Далеко не уходи, осторожен будь в пути! Мяу!

Автор: Тут собака подбежала,

              Весело хвостом виляла.

Собака: Гав-гав-гав, Колобок!

               Ты куда бежишь дружок?

Колобок: Непоседе-Колобку

                 Скучно на окошке,

                  И решил я: «Убегу,

                  Разомнусь немножко!»

Собака:  Далеко не уходи, осторожен будь в пути! Гав!

Автор:  Покатился он вперед,

              И добрался до ворот.

              Тут петух к нему идет,

              Свою песенку поет:

Петух: Ку-ка-ре-ку! Колобок,

            Ты куда спешишь, дружок?

Колобок: Непоседе-Колобку

                 Скучно на окошке,

                  И решил я: «Убегу,

                  Разомнусь немножко!»

Петух: Далеко не уходи, осторожен будь в пути!

             Ку-ка-ре-ку!...

Автор:  За ворота закатился,

              В путь-дороженьку пустился.

              А собака ждать не стала,

              За Колобочком побежала…

              Не случилась бы беда…

              Кто поможет нам тогда?

              Мимо елочек, берез,

              Мимо бабочек, стрекоз…

              И за речкой на пригорке

              Зайца встретил возле горки.

Заяц: Здравствуй, здравствуй, Колобок,

          Колобок – румяный бок…

          Хоть я маленький совсем,

          Все равно тебя я съем!

Колобок: Нет, не ешь…  Лучше спою

                 Тебе песенку свою:

            Я Колобок, колобок,

            Я по коробу скребен,

            По сусекам метен,

            На сметане мешен,

            На окошке стужен,

            Я от дедушки ушел,

            Я от бабушки ушел,

            От тебя легко уйти,

            Не свернешь меня с пути…»

Автор: И быстрей бежать вприпрыжку

             От голодного зайчишки.

             Далеко ли путь лежит,

             Колобочек все бежит…

             По лесам, по лугам,

             Его видно тут и там…

             До оврага докатился,

             Через ров перекатился,

             А в овраге встретил волка.

             Волк сидел, зубами щелкал.

Волк: Ну и чудный у нас лес,

           Прыгает обед с небес.

           Съем тебя я, Колобок!

           Колобок – румяный бок!

Колобок: Нет, не ешь…  Лучше спою

                 Тебе песенку свою:

                 Я Колобок, колобок,

                 Я по коробу скребен,

                 По сусекам метен,

                 На сметане мешен,

                 На окошке стужен,

                 Я от дедушки ушел,

                 Я от бабушки ушел,

                 Я от зайца ушел,

                 От тебя легко уйти,

                 Не свернешь меня с пути…»

Автор: Далеко ли путь лежит,

             Колобочек все бежит.

             По лесам, по лугам,

             Его видно тут и там…

             Вот навстречу по дороге

             Брел медведь к своей берлоге:

Медведь: Ну и славненький денек,

                 На обед съем колобок.

Колобок: Нет, не ешь…  Лучше спою

                 Тебе песенку свою:

            Я Колобок, колобок,

            Я по коробу скребен,

            По сусекам метен,

            На сметане мешен,

            На окошке стужен,

            Я от дедушки ушел,

            Я от бабушки ушел,

            Я от зайца ушел,

            Я от волка ушел,

            От тебя легко уйти,

            Не свернешь меня с пути…»

Автор: И быстрее покатился,

             Чтобы мишка в бок не впился.

             Далеко ли путь лежит,

             Колобочек все бежит.

             По лесам, по лугам,

             Его видно тут и там….

             На опушечке в лесу

             Встретил рыжую лису.

Колобок: Здравствуй, рыжая лисица,

                  Хочешь, я спою, сестрица?

                  Я Колобок, колобок,

                  Я по коробу скребен,

                  По сусекам метен,

                  На сметане мешен,

                  На окошке стужен,

                  Я от дедушки ушел,

                  Я от бабушки ушел,

                  Я от зайца ушел,

                  Я от волка ушел,

                  Я от медведя ушел,

    От тебя легко уйти,

    Не свернешь меня с пути…..

Лиса: Здравствуй, сладкий Колобок,

           Хорошо поешь, дружок…

           Только я уже стара,

           Стала на ухо глуха,

           Сядь-ка ты мне на носок,

           Да пропой еще разок.

Автор: Вот лиса открыла рот,

             Чтобы скушать Колобок

             Тут собака прибежала

             И лисицу напугала.

Собака: Ах ты рыжая плутовка,

               Как придумала ты ловко.

               Обмануть всех захотела,

               Колобок ты чуть не съела!

               Прибежала я помочь,

               Уходи, лисица, прочь!

               Гав-гав-гав!

(лиса убегает)

               Ах, глупышка Колобок,

               Далеко ушел, дружок.

               Ищет дед и плачет баба,

               Возвращаться быстро надо!

Автор: И пошли они домой

             Через лес дремучий…

             Повстречала внучка их

             Перед самым домом.

Внучка: Ну, румяный Колобок,

               Непослушный ты, дружок!

               Никого ты не спросил,

               В лес удрал, про нас забыл!

(выходят дед и баба)

Колобок: Вы простите, дед и баба,

                Непослушного меня

                Я хочу быть с вами рядом,

                Это вы – моя семья.

                Там так страшно, так опасно,

                Там все съесть меня хотят.

                А вы добрые, здесь классно!

                И меня здесь не съедят.

                Буду сыном вам хорошим,

                Буду всюду помогать.

                Не ослушаюсь я больше.

                Я не буду убегать.

(Простили его дед и баба)

Автор: Чтобы Лисам хитрым, злым

             Не попасться в сети,

             В лес ходить нельзя одним,

             Дорогие дети!!!

(Все артисты выходят на поклон)

Артисты: Тут и сказочке конец,

                   А кто слушал – молодец!

Сложно переоценить значение театральной деятельности в логопедической работе. 

Обогащение словаря, совершенствование слоговой структуры слов, работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, совершенствование связных высказываний происходит во время работы над спектаклем. Работа над постановкой представлений способствует развитию просодической стороны речи. У детей формируется умение говорить четко, выразительно, используя различную интонацию, темп для передачи конкретного образа. Формируя навыки выразительного пересказа, обращается внимание на артикуляцию, на развитие речевого дыхания, четкости дикции, умение управлять своим голосом. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию пластики, координации движений.

Учитель-логопед МДОУ детский сад №15 г.Ржев

Данильчик Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творчества детей через театральную деятельность" - педагогический опыт работы

Театрализованная деятельность в детском саду          Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой н...

Статья «Формирование творческой личности посредством театральной деятельности». ( из опыта работы)

В данной  статье решаются  проблемы развития творческих способностей детей  дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Основным направлением становления и развития коммуникат...

План воспитательно-образовательной работы "Театральная неделя"

Цель: Познакомить детей с театром через игры- драматизации по произведениям детской литературы.Дать представление об атрибутике театра (зрительный зал, билеты, сцена, занавес) .Итоговое мероприятие: Т...

Использование театральной деятельности в логопедической группе.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. МерзляковаТеатрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в теат...

Использование театральной деятельности в коррекционной работе

Одной из наиболее эффективных форм работы по развитию связной речи является театрализованная деятельность. Театр близок и понятен детям. Он, как и игра, дает ребенку представление о мире, в котором он...

Презентация "Использование театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми с ОВЗ"

Ребёнок должен играть и тогда, когда он преодолевает трудности, а исправление недостатков речи – это огромный труд для маленького человека....

Театральные игры в логопедической работе с детьми.

Делюсь опытом своей логопедической работы с детьми. Представлены развивающие игры и упражнения с использованием пальчиковых и перчаточных кукол....