Консультация для педагогов ДО " Речевое развитие- актуальная образовательная область в работе с детьми в условиях реализации ФГОС"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Панина Юлия Валерьевна

Реализация поставленных задач по развитию речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57».


Консультация для педагогов ДО
" Речевое развитие -актуальная образовательная
область в работе с детьми в условиях реализации ФГОС"

Подготовила воспитатель Панина Ю.В.

Солнечногорск-7


Народная мудрость гласит:
РАССКАЖИ МНЕ И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ И Я НАУЧУСЬ...
Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста
Эльберта Хаббарта "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше, научить ребенка учиться и чем выше ступень образования, тем самостоятельнее процесс обучения".
Перед нами стоят цели и определены задачи современного дошкольного образования на формирование устной речи ребенка и навыков речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических, личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей (ст. 64
ФЗ Об образовании в РФ).
На современном этапе решаются ведущие задачи по развитию речи детей в соответствии с ФГОС:
 Овладение речью как средством общения.
 Обогащение активного словаря.
 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
 Развитие речевого творчества.
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
 Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные направления работы на уровне дошкольного образования.
 Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
 Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной
речи и произношения.
 Формирование грамматического строя речи ( морфология, синтаксис, слово-
образование)
 Развитие связной речи (диалогической, монологической
 Воспитание любви и интереса к художественному слову.
 Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)
Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:
 формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как
самостоятельной, так и специально организованной,

2
 ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность
детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,
 ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком
(по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,
 организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время
становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка
можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие
умственных и речевых способностей дошкольников.
На первом этапе работы необходимо:
- проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает
группа,
- создать все необходимые условия для развития речи детей по заданным темам,
- составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического
процесса: с детьми, родителями воспитанников, с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами) .
ФГОС ориентирует нас на формирование личности ребенка через собственную деятельность, познавательную активность, творчество детей, развитие личности через раз-
личные виды деятельности, через системно-деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребенка и педагога-это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать
новые знания через собственную деятельность.
Требования к педагогам дошкольного образования, направлены на повышение результативности их труда, активности, деловой инициативы, компетентности, наиболее
полное использование профессионального, творческого потенциала в работе с детьми и
возможных достижений ребенка, с учетом социально-возрастных характеристик, целевых
ориентиров таких как:
- инициативность, самостоятельность в различных видах деятельности, способность выбрать себе род занятий;
-ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и
другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-обладает развитым воображением, способностью к фантазии, творчеству в игре; творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, в играх со звуками, словами; умеет подчиняться разным правилам, социальным нор-
мам;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
-ребенок способен к волевым усилиям, способен доводить дело до конца;
-ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать;
-способен к принятию собственных решений.
Целевые ориентиры речевого развития в ДО ( п.4.6 ФГОС ДО).
Ранний возраст: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
Для детей на этапе завершения дошкольного образования : 6 – 7 лет: ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются пред-
посылки грамотности.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) - это умение
учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового
социального опыта (Википедия). Это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Выделяются блоки формирования УУД , которые затрагивают все образовательные области Программы:
познавательный (умение строить высказывание, формулировка проблемы, рефлексия
деятельности, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, моделирование);
регулятивный (цель -план -прогноз -контроль -коррекция -оценка);
личностный (самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание);
коммуникативный (постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать
свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества).
Формирование познавательных предпосылок УУД в речевом развитии.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме; Формулирование проблемы; Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Интеллектуальные умения обработка информации; система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования; обработка, систематизация, обобщение, использование полученной информации.
Формирование регулятивных предпосылок УУД в речевом развитии.
Умение оценивать результат, осуществлять контроль, за соответствием способа действия
с заданным эталоном, внесение необходимых дополнений и корректив.
Организация умения своих дел, умение строить учебно-познавательную деятельность и
решение проблем.
Формирование личностных предпосылок УУД в речевом развитии.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание усваиваемого содержания
Умение ребенка с помощью речи дать нравственную оценку происходящим событиям, содержанию усваиваемого материала.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами,
умение выделить нравственный аспект поведения, выполнять разные социальные роли
(ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях) – гражданин, дошкольник, пешеход...
Формирование коммуникативных предпосылок УУД в речевом развитии.
Умение общаться, взаимодействовать с людьми, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
оценка своих и чужих поступков, саморегуляция поведения и эмоционально-волевых действий.
Коммуникативные умения обеспечивают возможности сотрудничества ребенка: умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать с педагогом и сверстниками.
В ФГОС говорится о том, что речевое развитие преобладает в основных видах деятельности таких как: коммуникативная; игровая; познавательно-исследовательская; восприятие
художественной литературы и фольклора.
Согласно приказа от 14 ноября 2013 года "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие становится самостоятельной образовательной областью. ФГОС ДО отражает согласованные социально -культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО,
которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов
системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Но, мы, прекрасно понимаем, что речь проходит красной нитью через все формы организованной, игровой и самостоятельной деятельности детей.
Игра - ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благо-
приятные условия для психического и личностного развития ребенка. Играя, ребенок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно
же, учится общению. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрепощаются.
Подводя итог, считаю, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально -благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении.
Приложение 1.
Некоторые рекомендации
по развитию связной речи дошкольников
(педагогам)
Многие дети, поступившие в 1-й класс, слабо владеют навыками связной речи в необходимом для этого возраста объёме. У них беден словарный запас, нет образных выражений, мало прилагательных и наречий, узок глагольный словарь, мысль выражают простыми фразами, т.е. язык невыразителен и безграмотен.
При составлении рассказов из собственной жизни, по сюжетной картине или серии
картин, при пересказе текста, мультфильма они просто перечисляют действия персонажей, не определяют последовательность событий, мысль излагают неполно, иногда отсутствует соответствие ситуации или фактическому материалу, наблюдается искажение
смысла рассказа или включение дополнительной информации.
Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу.
Первый этап – накопление словаря по общепринятым темам:
Человек, части тела, Семья , Дом , Игрушки, Посуда, Мебель, Одежда, Обувь, Профессии, Овощи, Фрукты, Ягоды, Цветы, Грибы, Деревья, Кусты, Весна, Лето, Осень, Зима,
Зимующие птицы, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Морские
животные, Рыбы, Птицы и звери нашего леса, Лес, Сад, Парк и другие. Сюда входит:
- накопление словаря ( всех частей речи) ;
- уточнение значения слов;
- развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.) ;
- работа над антонимами;
Второй этап – работа над грамматическим строем речи ведётся по направлениям:
- согласование слов в предложении;
- употребление сравнений;
- знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;
Третий этап – составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления
из окружающей их жизни.
Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к
описанию точные слова, выражать своё отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.
Четвёртый этап – составление рассказа по картине. Первой картиной может быть
натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию.
Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и опять выразить своё отношение к картине.

6
Пятый этап – составление рассказа по пейзажной картине. Дети используют умения описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи...
Шестой этап – описание портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности
человека, что помогает развивать наблюдательность, снимание.
Седьмой этап – составление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки
описательного рассказа, описание пейзажа, описание портрета.
Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты. Это
развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную
речь.
Восьмой этап – обучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для пони-
мания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.
На девятом этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по дан-
ному началу и т.д.

7
Приложение 2.
Рекомендации
по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста.
( родителям)
Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он овладел ей в
полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перезагружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ясно и четко, когда что-то читаете читайте выразительно с интонацией. Если что то непонятно в тексте, объясните это своему ребенку.
• Не разговаривайте так, как разговаривает ваш ребенок, не искажайте свою речь,
не злоупотребляйте также и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Если у ребенка есть недостатки в речи своевременно устраняйте их. Когда буде-
те указывать ребенку на его неточности и ошибки, встречающиеся в его речи будьте
чрезвычайно осторожны и не в коем случае не смейтесь над малышом, просто тактично
поправьте его и покажите как надо произносить то или иное слово.
• Если ваш ребенок задал вам какой либо вопрос, старайтесь не оставлять его без
ответа и не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.
• Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни
можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше записывайте беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать
при этом возраст ребенка. Такие записи могут помочь в работе над речью и со временем
будут хорошим подарком.
• Систематически включайте ребенку аудиозаписи с чтением сказок, потешек, стихов, это тоже поможет развить речь вашего малыша.

10нию тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:
Построить забор
Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать
в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Сделать трубочку
Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у). Следить, чтобы зубы были сомкну-
ты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до
конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.
Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.
Киска сердится
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его
от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.
Вкусное варенье
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком
сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.
Маляр
Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть
оставалась неподвижной.
Чашечка
Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.
Качели
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за
верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.
Пощелкать кончиком языка
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее.

Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Барабанщики
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-
д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы
в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС дошкольного образованя.

В статье представлены цели и задачи ФГОС дошкольного образования,а также некоторые особенности интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования из опыта работы де...

Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В связи с введением ФГОС ДО,  коллектив нашего детского сада в своей работе  руководствуется принципами интеграции образовательных областей. Принцип интеграции образовательных областей высту...

«Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО ».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема: «Художественно-эстетическое и речевое развитие детей раннего возраста посредством использования пальчиковых игр в условиях реализации ФГОС ДО »....

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, коор...

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС»

Консультация  для педагогов ДОУ«Проектная деятельность как форма организации современного ДОУ с семьёй в условиях реализации ФГОС»...