Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»
консультация по развитию речи

Загорнова Юлия Дмитриевна

 

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx218.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»

Подготовила: Воспитатель

Загорнова Юлия Дмитриевна

ГБОУ ООШ №18 с/п «Детский сад Центр коррекции и развития детей»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. Неоценимую роль может оказать русский народный фольклор.

Наши предки, незнакомы с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?

 Совершенствования речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы.

 «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Это кукла, Юлька, У нее кроватка - … (люлька).

В печку слазить очень рад, А зовут его … (ухват).

 У нее доска и палка – Это бабушкина … (прялка).

Кашу варит всем дружок, Круглобокий … (чугунок).

«ЦЕПОЧКА СЛОВ».

 Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами: Лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка.

Деревянная миска – глиняная – эмалированная.

Скамья – лавка – диван.

 Ухват – прихватка.

Расширять словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них: Направо пойдешь –

 Клад найдешь,

 Налево пойдешь –

Коня потеряешь,

Прямо пойдешь –

Сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

 Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И её можно решить используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

 Само слово «заклички» побуждает говорить громко – закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

«Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Чтобы год от года, Была у нас хорошая погода!».

 Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Ещё одним инструментом для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата являются скороговорки. Ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

 Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

 Пошел медведь к броду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис.

 Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду – Бултых в воду!

Чтобы сформировать связную речь ребенка необходимо научить пользоваться его различными звуковыми средствами. Это и интонация и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связанной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является ДИАЛОГ. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста поможет освоить вопросительную интонацию.

 - Яму копал? – Копал.

- В яму упал? – Упал.

- В яме сидишь? – Сижу.

 - Яма сыра? – Сыра.

 - Как голова, цела? – Цела.

 - Значит, живой? – Живой.

 - Ну, я пошел домой.

 Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!».

 Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь с детьми трех лет"

Важным условием развития ребенка является умение использовать речь для общения. Теперь малыш может сообщить окружающим то, что он чувствует и думает, выразить свое отношение к людям. И мы, взрослые, д...

Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...

Консультации для родителей по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"

Консультации для родителей  по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"...

Консультация для родителей на тему: Развиваем речь у детей трёх лет

Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом.И в этом нам помогут речевые игры....

Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр"

Для маленького ребенка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно созда...

Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь детей 4-5 лет"

МАДОУ детский сад общеобразовательного вида №5 г. ТуймазыМуниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан         Консультация для родителе...

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»

В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...