Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»
консультация по развитию речи
Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 218.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Развиваем речь детей используя русский народный фольклор»
Подготовила: Воспитатель
Загорнова Юлия Дмитриевна
ГБОУ ООШ №18 с/п «Детский сад Центр коррекции и развития детей»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие речи, речевого общения. Неоценимую роль может оказать русский народный фольклор.
Наши предки, незнакомы с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.
Так где же, как не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?
Совершенствования речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы.
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Это кукла, Юлька, У нее кроватка - … (люлька).
В печку слазить очень рад, А зовут его … (ухват).
У нее доска и палка – Это бабушкина … (прялка).
Кашу варит всем дружок, Круглобокий … (чугунок).
«ЦЕПОЧКА СЛОВ».
Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами: Лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка.
Деревянная миска – глиняная – эмалированная.
Скамья – лавка – диван.
Ухват – прихватка.
Расширять словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них: Направо пойдешь –
Клад найдешь,
Налево пойдешь –
Коня потеряешь,
Прямо пойдешь –
Сам пропадешь.
Утро вечера мудренее.
Не по дням, а по часам.
От мала до велика.
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой культуры речи. И её можно решить используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратились к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает говорить громко – закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
«Солнышко, появись! Красное, нарядись!
Чтобы год от года, Была у нас хорошая погода!».
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Ещё одним инструментом для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата являются скороговорки. Ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду – бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох, Встал на колоду – Бултых в воду!
Чтобы сформировать связную речь ребенка необходимо научить пользоваться его различными звуковыми средствами. Это и интонация и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связанной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является ДИАЛОГ. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста поможет освоить вопросительную интонацию.
- Яму копал? – Копал.
- В яму упал? – Упал.
- В яме сидишь? – Сижу.
- Яма сыра? – Сыра.
- Как голова, цела? – Цела.
- Значит, живой? – Живой.
- Ну, я пошел домой.
Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!».
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Воспитательная и развивающая роль русских народных попевок и потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста».
Русский фольклор для детей младшего дошкольного возраста представлен малыми жанрами : попевками, потешками, пестушками и.т.д. В них - веками собранная сила, мудрость и любовь к детям. Силу педагогичес...
Консультации для родителей по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"
Консультации для родителей по теме: "Развиваем речь у детей с ОНР"...
Консультация для родителей на тему: Развиваем речь у детей трёх лет
Актуальной проблемой в группе раннего возраста является неумение детей разговаривать и общаться друг с другом.И в этом нам помогут речевые игры....
Анкетирование родителей на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора".
Анкета...
Консультация для родителей по теме "Стимулирование речи детей раннего возраста посредством народных игр"
Для маленького ребенка овладение речью - это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребенка. Нужно созда...
Консультация для родителей на тему: "Развиваем речь детей 4-5 лет"
МАДОУ детский сад общеобразовательного вида №5 г. ТуймазыМуниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан Консультация для родителе...
Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры»
В консультации говорится о важности развития речи ребёнка дошкольного возраста .Одним из эффективных способов развития речи детей дошкольного возраста является приобщение их к истокам русской народной...