Консультация на тему: «Развитие монологической речи дошкольников. Методы и приемы».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных основ воспитания и обучения дошкольников, так кат от уровня развития связной монологической речи зависит дальнейшее обучение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_monologicheskaya_rech_2.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»города Агрыз

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Консультация

на тему:

«Развитие монологической речи дошкольников. Методы и приемы».

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Латыпова Е.И.


Ноябрь, 2022 г.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных основ воспитания и обучения дошкольников, так кат от уровня развития связной монологической речи зависит дальнейшее обучение детей.

Актуальность проблемы заключается в том, что дети в дошкольном возрасте затрудняются составить рассказ, пересказать сказку, описать предмет и составить рассуждение на определенную тему. Развитие монологической речи – приоритетная задача дошкольного образования, так как речь является основой любого коммуникативного взаимодействия.

Развитие монологической речи является главным в речевом воспитании детей. Это обусловлено, в первую очередь, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется главная, коммуникативная функция языка и речи.

В развитии связной монологической речи современных детей встречаются такие недостатки: связные высказывания короткие; высказывание не последовательны; логически не связны между собой; уровень информативности высказывания ребенка низок.

Именно эти проблемы развития связной монологической речи, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста.

Связная монологическая речь - активный вид речевой деятельности, обращенный к одному или группе слушателей, рассчитанный на восприятие, характеризующийся развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время монологическая речь детей должна быть живой, выразительной. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка.

При подготовке ребенка к школе большую роль играет формирование и развитие монологической речи как наиболее значимого условия полноценного усвоения знаний, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста связано с развитием логического мышления. Чем выше уровень логического мышления, тем на более высоком уровне дошкольник строит свои объяснения, доказательства, рассуждения.

Существует огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста.

Работа по обучению детей монологической речи начинается со средней группы.

Особое значение в развитии монологической речи дошкольников отводится использованию наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также практическим методам, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия.

Какие же приемы использует воспитатель для развития монолога у детей? Это:

– речевой образец, повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение, объяснение, указание, словесное упражнение (проговариваются отдельные фрагменты рассказа, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы).

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Кроме того, нужно помнить о речевой активности на занятии, чтобы ее добиться используются хоровые ответы и повторы.

Предлагаю вам рассмотреть развитие разных типов монологов с учётом возрастной группы.

1 тип монолога - Рассказывание по картине. В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Основной прием: вопросы воспитателя.

Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой…. Далее: А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами. Поощрения обязательны, чтобы фиксировать ситуацию успеха.

В средней группе детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.

В старшей и подготовительной к школе группах дети самостоятельно составляют рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.

2 тип монолога- Рассказывание об игрушках. Работа начинается с младшего дошкольного возраста. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало». Малышам необходимы поощрения за правильный ответ (ленточки, картинки, флажки).

В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней. Детей подводят к сравнению и описанию предметов игрушек по схеме:

- название предмета,

- его признаки, качества, действия с ним,

- отношение ребенка к предмету.

На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.

В старшей группе занятия по развитию монолога с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети.

В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.

3 тип монолога - Рассказы из опыта. Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.

В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы, предлагаются следующие виды рассказов:

• Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе;

• Описательный рассказ на основе сравнения различных времен года;

• Описательный рассказ о каком-нибудь времени года;

• Описательный рассказ об отдельном явлении природы.

Существуют различные варианты творческого рассказывания:

1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, а основные события придумывают дети.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя. Требуется уже большая самостоятельность, т. к. план помечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

3. Придумывание рассказа по теме предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Это самый сложный вид рассказывания.

Следующий вид монолога- Пересказ

Выделяются следующие виды пересказов:

1. Подробный пересказ. В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо.

4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события.

5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе применяется прием отраженной речи — педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее.

Наглядное моделирование - инновационный метод развития речи.

Мнемо - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются для:

обогащения словарного запаса

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихотворений.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1 этап. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младшей группе с помощью воспитателя, в старших – дети должны делать это сами.

При использовании пиктограмм, схем, таблиц у детей повышается интерес, внимание, речевая активность. Они привыкают к самоконтролю.

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих перед педагогом задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на его основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь монолог как целое.

Выделяются три основных вида монологической речи:

Описание — это модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета в широком понимании, имеющая для этого определенную языковую структуру. Можно выделить ряд особенностей описания, которые отличают его от других типов монолога.

Повествование — тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений. Повествование – это другой тип монолога — существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. Повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений.

Рассуждение — это тип монологической речи в форме доказательства, это «особый тип речи, опирающийся в логическом плане на умозаключение и имеющий свою структурно-языковую характеристику». Рассуждение отличается от описания и повествования тем, что в нем отражаются не факты и явления, а мысли, суждения о фактах и явлениях, объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления.

В образовательной работе с дошкольниками картина является важным средством обучения. Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. Сюжетная картина служит средством для развития не только описательных, но и повествовательных умений. Описание картины дети строят, опираясь на ее восприятие. Для того чтобы составить повествование, кроме восприятия активизируется творческое воображение детей, чтобы они могли придумывать разные варианты событий, которые предшествовали и следовали за событиями, изображенными на картине. Сюжет рассказа по картине является сотворчеством ребенка и художника.

Последовательность построения образовательных ситуаций по обучению детей сочинению повествований по картине такая же, как при обучении детей ее описанию. Но при этом существенно меняется назначение подготовительной части. Если при подготовке к описанию картины дети выделяют «признаки» данной картины: изображенные на ней объекты, их особенности, действия, взаимосвязи и т.п., то при подготовке детей к построению повествования рассматривание картины направляется не только на осмысление содержания картины, но и на активизацию воображения детей, стимулирующего придумывание событий.

В качестве обучающих приемов могут использоваться: образец рассказа воспитателя, план, индивидуальная и итоговая оценка. Выбор приемов определяется уровнем повествовательных умений детей, усвоением ими структуры текста и способов межфразовой связи.

Яшина В. И., Алексеева М. М. утверждают, что в детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует готовые речевые формы.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация).

В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:

1) по игрушкам и предметам,

2) по картине,

3) из опыта,

4) творческие рассказы.

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. Игрушки, предметы и картины служат средством для развития детского рассказа. При рассказе дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в рассказ включается и описание о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка.

Рассказывание из опыта опирается на представления, полученные в процессе наблюдений, а также разных видов деятельности, и отражает переживания и чувства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуального опыта формируются навыки и повествования, и описания, и рассуждения. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.

Существуют общие методы и приемы обучения детей, которые рассматривали разные ученые. Метод обучения- способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающихся и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Приём- это часть метода, его структурная единица. Метод и приём относятся как часть к целому. Одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приёмы. Приёмы- это обусловленные методом конкретные действия обучающего и обучаемого. Метод обозначает цель обучения, способ усвоения учебного материала и характер взаимодействия обучающего и обучаемого.

Голант Е.Я, Перовский Е.И., Ядэшко В.И. рассмотрели методы обучения по источнику информации и характеру её восприятия. Выделили такие методы как: наглядные, словесные и лабораторные. К наглядным методам отнесли: работу с книгой, наглядным источником, к словесным методам: рассказ, лекцию, объяснение.

Верзилин Н.М., Лордкинанидзе Д.О., Огородников И.Т рассмотрели методы по источнику передачи информации. Выделили такие методы как: словесные и практические. К практическим методам они отнесли: наблюдение, экспериментирование и упражнение, а к словесным: живое слово педагогоа, работа с книгой.

Данилов М.А. и Есипов Б.П. выделили такие методы как: методы приобщения знаний, формирование умений и навыков, творческой деятельности, закрепление, проверки знаний, умений и навыков.

Алексюк М.А. выделила методы по логике изложения и подаче материала: индуктивные и дедуктивные.

Бабанский Ю.К. рассмотрел методы на основе целостного подхода, отражающего единство целей, содержания обучения, характера учебно- познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы. К словесным методам он отнес: рассказ, беседа. К наглядным методам: иллюстрация и демонстрация. К практическим методам: упражнение, трудовые действия. Также Бабинский выделил методы стимулирования и мотивации: метод стимулирования и мотивации интереса к учению, метод стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

В Дошкольных образовательных организация чаще всего используется методы по источнику передачи информации и характеру её восприятия, в основу которых положены главные формы мышления, такие как наглядно-действенное и наглядно- образное.

Алексеева М.М. сказала, что к числу наиболее часто применяемых приемов развития монологической речи относятся:

– речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приемами как пояснение и указание);

– повторение (практикуется повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

– объяснение, указание (применяется при уточнении структуры описательных рассказов, воспитатель обращает внимание на то, что собой представляет структура рассказа);

– словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов, изначально проговариваются отдельные фрагменты рассказа);

– вопрос (используется в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяют репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы)

Помимо традиционных методов, в последнее время получают широкое распространение современные методы. Так, например, особое распространение получила методика использования мнемотехники. Как объясняют сторонники данной методики, мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже—к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В работах Тихеевой Е.И. говорится о том, что формирование монологической речи может осуществляться в различных видах работы, наряду с этим автор отводит первостепенную роль чтению и пересказу художественной литературы. Объясняя это тем, что данный метод позволяет детям уяснить основную последовательность построения предложений для передачи основной мысли.

Радина Е.И., отмечая особенность детей дошкольного возраста, говорит о их неспособности рассказывать связно, так как их мысли перескакивают с одного события на другой. Что касается пересказа художественной литературы, то данное занятие учит детей придерживаться определенной сюжетной линии, без скачков с темы на тему.

Таким образом, мы пришли к выводу, что используемые педагогом средства, методы и приемы, о которых говорилось ранее, используются на всех занятия и в режимных моментах дня для развития монологической речи, что приводит к успешному достижению поставленной цели в работе по развитию монологической речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"

Пояснительная записка.  Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.   Актуальность перспективного планиров...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

laquo;Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Консультация для воспитателей "Развитие монологической речи у дошкольников"

Презентация. Консультация для воспитателей на тему "Развитие монологической речи у дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники".

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно   мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&r...

Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

Элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность (описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений, при пересказе, игровую...

Развитие диалогической речи дошкольников (методы и приемы)

Конспект выступления на педагогическом часе на тему "Развитие диалогической речи дошкольников (методы и приемы)". Конспект+презентация...