Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Алтунина Галина Владимировна

Пояснительная записка.

  Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.

   Актуальность перспективного планирования определяется необходимостью решения вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка и развитию памяти, а также формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

  Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется, контроль  за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

  Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №8 «Ладушки»

Перспективный  тематический план

работы с детьми

в старшей логопедической группе

№4 «Медвежонок»

на 2017-2018год

Тема:

"Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"

 

       Воспитатель: Алтунина Г.В.

Пояснительная записка.

  Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.

   Актуальность перспективного планирования определяется необходимостью решения вопросов подготовки детей к обучению в школе, интеллектуального и логического развития ребёнка и развитию памяти, а также формированию у них одной из ключевых компетенций — владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.

  Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется, контроль  за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.

  Мнемотехника воспитывает приемы запоминания и припоминания, что в свою очередь способствует развитию психических процессов, коммуникативных навыков, познавательной активности.

Цель: решать задачи развития связной речи детей через различные виды речевой деятельности, используя мнемотехнические приемы запоминания.

Задачи:

*Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.

*Расширение словаря.

*Совершенствование грамматического строя речи.

*Развитие связной речи (монологической и диалогической).

*Усилие контроля над собственной речью.

Месяц

Лексическая тема

Форма работы с детьми

Задачи

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года

2 неделя

Мониторинг

3 неделя

«Детский сад. Игрушки»

«По дороге в детский сад»

Учить составлению описательного рассказа с использованием сенсорно – графического плана; Развивать слуховое, зрительное внимание, мышление, учить составлению мнемодорожки.

4 неделя

«Овощи»

Составление описательного  рассказа

«Овощи»

Учить составлять описательный рассказ об овощах с использованием мнемотаблицы, расширение словаря существительных, прилагательных.

Октябрь

1 неделя

«Фрукты»

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой».

Упражнять в умении рассказывать содержание сказки связно, в логической последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами;

Развивать внимание, память, мышление.

2 неделя

«Деревья. Кусты»

Стихотворение Е. Трутневой «Листопад».

Учить составлять мнемотаблицу по стихотворению, рассказывать стихотворение опираясь на мнемотаблицу;

Учить соотносить знаковые символы с образами;

Развивать внимание, память, мышление

3 неделя

«Лес. Дары леса»

Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

4 неделя

«Осень»

Расскажи про осень

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Осень»;

Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

Ноябрь

1 неделя

«Человек ЗОЖ Органы чувств»

Составление рассказа «Я хочу быть здоровым»

Учить детей составлять рассказ по мнемотаблице; Развивать связную речь.

2неделя

«Семья»

Составление рассказа «Моя семья»

Упражнять детей составлять связный рассказ схеме – модели; Развивать умение соотносить знаковые символы с образами; Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление.

3неделя

«Обувь. Одежда»

Расскажи об одежде

Учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице; Развивать логическое мышление речь детей.

4неделя

«Дома. Строения»

Расскажи о своём городе

Расширять словарь существительных по теме «Мой город»; Обучать составлению связного рассказа с опорой на мнемотаблицу.

5 неделя

«Мебель»

Стихотворение Н. Нищева «Мебель»

Учить составлять мнемотаблицу, рассказывать стихотворение, опираясь на мнемотаблицу; Развивать внимание, память, мышление.

Декабрь

1 неделя

«Посуда. Этикет. Гости»

Составление рассказа о посуде по мнемотаблицы.

Учить детей составлять не большой рассказ о посуде;

Развивать логическое мышление, связную речь.

2 неделя

«Зима»

Расскажи о зиме.

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Зима»;

 Учить составлять мнемотаблицу; Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

3 неделя

«Новый год»

Русская народная сказка

«Снегурочка».

Продолжать учить соотносить

знаковые символы с образами;

Учить самостоятельно выбирать

знаковые образы и символы;

Развивать внимание, память,

мышление.

4 неделя

«Новогодний праздник»

Встречаем Новый Год

Расширения словаря

существительных по теме «Новогодний праздник»;

Учить составлению описательного рассказа; Развитие фразовой речи,  слуховое, зрительное восприятие, мышление.

Январь

2 неделя

«Зимние забавы. Зимние виды спорта»

Русская народная сказка

«Жихарка»

Продолжать упражнять в умении рассказывать содержание сказки

связно, в логической

последовательности; Учить соотносить знаковые символы с образами;

Развивать внимание,

память, мышление.

3 неделя

«Зимующие птицы»

Составление описательного рассказа о зимующих птицах

Учить детей составлять не большой рассказ о зимующих птицах; Развивать логическое мышление, связную речь.

4неделя

«Сельское подворье»

Пересказ рассказа С. Воронина «Барашек»

Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.

5 неделя

«Дикие животные средней полосы»

Пересказ рассказа Г. Скребицкого  «Петушок»

Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.

Февраль

1 неделя

«Почта. Открытки»

Расскажи о почте

Уточнение, расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Почта. Открытки»; Учить составлять мнемотаблицу;

Развитие зрительного восприятия, логического мышления.

2 неделя

«Наша poдина - Россия»

Стихотворение «Два

флота»

Продолжать учить составлять

самостоятельно мнемотаблицу по

стихотворению, соотносить

знаковые символы с образами;

Учить самостоятельно выбирать

знаковые образы и символы;

 Развивать внимание, память, мышление.

3 неделя

«Защитники Отечества»

Защитники отечества

Расширение словаря

существительных по теме «Защитники отечества»;

Развивать связную речь, слуховое, зрительное

восприятие, мышление, память.

4 неделя

«Профессии мам»

Стихотворение «Сказки

слушать я люблю».

Продолжать учить составлять

самостоятельно мнемотаблицу по

стихотворению, соотносить

знаковые символы с образами;

Учить самостоятельно выбирать

знаковые образы и символы;

Развивать внимание, память,

мышление.

Март

1 неделя

«8 марта»

Как я помогаю маме

Активизация словаря

существительных, прилагательных

по теме «8 марта», согласование

прилагательных с

существительными, составление

рассказа из личного опыта,

самостоятельное составление

мнемодорожки.

2 неделя

«Транспорт. Дорожное движение»

Составление рассказа о транспорте

Учить детей составлять не большой рассказ о транспорте;

Развивать связную речь, логическое мышление.

3 неделя

«Весна»

Расскажи о весне

Расширение словаря

существительных, прилагательных,

глаголов по теме «Весна»,

согласование прилагательных с

существительными, образование

существительных с уменьшительно

– ласкательными суффиксами,

составление творческого рассказа с

использованием мнемотаблицы;

Развивать слуховое, зрительное

восприятие, мышление, память.

4 неделя

«Перелётные птицы»

Стихотворение

Учить самостоятельно выбирать

знаковые образы и символы;

Закреплять умения составлять

самостоятельно мнемотаблицу по

стихотворению, соотносить

знаковые символы с образами;

Развивать внимание, память,

мышление.

Апрель

1 неделя

«Водный мир. Безопасность на воде. День здоровья»

Моё здоровье

Расширение словаря

существительных по теме «Здоровье», развитие фразовой

речи, употребление предложений с

распространенными однородными

членами; Учить составлять рассказ

по мнемотаблице.

2 неделя

«День космонавтики»

Составление творческих

рассказов

Учить составлять творческие

рассказы, правильно использовать

в речи слова и выражения,

позволяющие начать и закончить

рассказ.

3 неделя

«Музыкальные инструменты»

Расскажи о музыкальных инструментах

Расширение словаря

существительных по теме «Музыкальные инструменты»;

Развитие связной речи, составление

рассказа с опорой на

мнемотаблицу; Развивать слуховое,

зрительное восприятие, мышление,

память, составление описательного

рассказа с использованием

мнемотаблицы.

4 неделя

«Весенний праздник»

Стихотворение

Учить самостоятельно выбирать

знаковые образы и символы;

Развивать внимание, память,

мышление.

Закреплять умения составлять

самостоятельно мнемотаблицу по

стихотворению, соотносить

знаковые символы с образами;

Май

1 неделя

«Насекомые. Поле, луг»

Пересказ рассказа «Пчёлки на разведках» (К.Д. Ушинский)

Учить детей пересказывать небольшой рассказ; Развивать связную речь, логическое мышление.

2 неделя

«День Победы. Цветы»

Расскажи о цветах

Расширение словаря

существительных по теме «Цветы»;

Развитие связной речи, составление

рассказа с опорой на

мнемотаблицу, Развивать слуховое,

зрительное восприятие, мышление,

память, составление описательного

рассказа с использованием

мнемотаблицы.

3 неделя

Мониторинг

Выявить знания детей по образовательной области «Речевое развитие» в начале учебного года.

4 неделя

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ фронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе (II-ой год обучения) ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка» ».

КОНСПЕКТфронтально-подгруппового занятия с детьми с ОНР III уровня в старшей логопедической группе(II-ой год обучения)ТЕМА: «Развитие у детей лексико – грамматического строя речи по мотивам русск...

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет  работу по профилактики оптичес...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечива...