Тема:"Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"
материал по развитию речи

Бахтеева Марина Константиновна

Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!». Цель: Создание условий для развития связной речи – преобразование абстрактных символов в образы; для развития основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления. Задачи:  создать условия для развития связной и диалогической речи;  создать условия для развития у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;  создать условия для обучения детей правильному звукопроизношению;  создать условия для развивать у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки;  создать условия для развития у детей мышления, внимания, воображения, памяти. К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций Проблемы речи детей дошкольного возраста:  односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;  неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;  бедность речи, недостаточный словарный запас;  бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;  неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;  отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;  отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области

Выступление к пед. совету «Формирование у дошкольников связной речи в процессе организации различных видов деятельности»

по теме:

«Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники»

Подготовила:

воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»

Бахтеева М.Х.

Старая Полтавка, 2022

Прекрасна речь, когда она как ручеек,                                                                      Бежит среди камней, чиста, нетороплива,                                                                        И ты готов внимать ее поток, и восклицать:                                                                  «О, как же ты красива!».

Цель: Создание условий для развития связной речи – преобразование абстрактных символов в образы; для развития основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Задачи:

  • создать условия для развития связной и диалогической речи;
  • создать условия для развития у детей умений с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
  • создать условия для обучения детей правильному звукопроизношению;
  • создать условия для развивать у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • создать условия для развития у детей мышления, внимания, воображения, памяти.

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо, как для наиболее полного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Актуальным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – помогает развивать:

  • ассоциативное мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • мелкую моторику рук.

Содержание мнемотаблиц: это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное- нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы было понятно детям.

Схемы служат зрительным планом и помогают выстраивать:

  • строение рассказа;
  • последовательность рассказа;
  • лексика – грамматическую наполняемость рассказа.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а также учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как в нем используется готовый авторский сюжет.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.  Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.                                                                                                                                    В младшем дошкольном возрасте хорошим примером мнемотехники могут быть таблицы построенные на изображении последовательности процессов умывания, одевания и т. д. Широко используется работа с мнемотехникой по описанию предметов, животных и т. д.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц :

  • расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
  •  появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;
  • заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Ожидаемый результат:

  • у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширился круг знаний об окружающем мире;
  • расширился активный пассивный словарный словарь;
  • появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  • дети преодолели робость, застенчивость.

Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интересны темы, тем эффективнее будет результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...

Перспективный тематический план работы с детьми в старшей логопедической группе №4 «Медвежонок» на 2017- 2018год Тема: "Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники"

Пояснительная записка.  Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом.   Актуальность перспективного планиров...

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечива...

Консультация для воспитателей "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники".

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он  будет долго и напрасно   мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&r...