Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ)
презентация по развитию речи

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотехника1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники (для педагогов ДОУ) Воспитатель: Байденова Н.Ш. МкДОУ « д /с № 25»

Слайд 2

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Слайд 3

Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация

Слайд 4

Особенности речевого развития дошкольников Высказывания короткие Отличаются непоследо - вательностью Состоят из фрагментов, логически не связанных между собой Содержат низкий уровень информатив - ности

Слайд 5

Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей Прием наглядного моделирования, мнемотаблицы- схемы Пересказ художественной литературы Заучивание стихов Дидактические игры Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин, описательный, творческий рассказ) Отгадывание и загадывание загадок

Слайд 6

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Элементы схем, моделей - предметные картинки - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания

Слайд 7

В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “ Логико-малыш В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет . На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд 8

Дидактические игры Дидактическая игра «Волшебные карточки» ( Венгер Л.А.) средний возраст Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление. Дидактическая игра «Что это такое?» средний возраст Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Слайд 9

Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель: подбирать по смыслу предмет- модель, развивать мышление, воображение. Днем светит ….. Ночью светит….. В лесу много … Дидактическая игра «Кто спрятался?» Цель: подбирать по смыслу мнемотехническую дорожку, используя предметно- схематические и цветовые модели, развивать мышление, воображение. Вопросы: где спрятался кот, петух, лиса.

Слайд 10

Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу ПЕРЕСКАЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Этапы работы ( младший, средний возраст ) Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица. Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Слайд 11

ТЕРЕмок (Мнемомодель сказки)

Слайд 16

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: Этапы работы (старший возраст) Этап 1. Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Этап 2. Каждая часть кодируется Этап 3. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы Этап 4. Пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу

Слайд 17

1 2 6 4 5 3 7 8 9 10 11 12 Мнемокарта по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка»

Слайд 18

Заучивание стихотворения ПТИЧКА Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдет, зайдет, Целый день она хлопочет, Но и целый день поет.

Слайд 19

1 . Рассматривание мнемотаблицы 2. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 3. Отгадывание загадки детьми. Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ёж) Загадки

Слайд 20

ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина;• цвет• форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится)?

Слайд 21

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Слайд 22

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник. Сравнительное описание

Слайд 23

Сравнительное описание яблока и груши

Слайд 24

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Слайд 25

На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины. Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет.

Слайд 26

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

Слайд 27

Левитан, Исаак Ильич - Вечер на Волге

Слайд 28

« Золотая осень » — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900 г)

Слайд 29

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы

Слайд 30

Использованная литература Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Белоусова Л.Е «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники». Журнал «Детский сад. Все для воспитателя»2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития связной речи дошкольника средствами приёмов мнемотехники»

  В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь,  она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность  обучения. Чистая, правильн...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:·               Учить составлят...

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе. Тема: «Хитрая лиса, где ты?»Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Написала и составила: ...

презентация "Развитие связной речи методом наглядного моделирования"

Презентация "Метод наглядного моделирования"...

Презентация на тему: "Развитие связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники"

quot;Развитие связной речи методом наглядного моделирования и мнемотехники"- презентация. Можно использовать как консультацию для родителей, так и рекомендацию для воспитателей....

Методическая разработка «Методы и приемы развития связной речи дошкольников с помощью мнемотехники»

Мнемотехника является программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторы...