КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«МНЕМОТЕХНИКА, КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ »

 

ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ »

ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

Составила Миннибаева Р. М.

«Мнемотехника» и «мнемоника» слова эти происходят от греческого«mnemonikon» – что в переводе с греческого –

это «техника запоминания», искусство запоминания.

Еще Ушинский К.Д. писал:

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых

сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера: сознательно стирать запомнившие данные контролировать длительность запоминания

перемещать запомненные данные.

Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод «мнемотаблиц» помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

-являются дидактическим материалом по развитию речи;

-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

-использовать при обучении пересказу, составлению рассказов и

заучиванию наизусть стихотворений.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

#1056;азвитие речи и пополнение словарного запаса.

#1055;реобразование образов в символы.

#1056;азвитие памяти, внимания и образного мышления.

#1056;азвитие мелкой моторики.

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

Возможность накапливать огромное количество информации

колоссальную экономию времени при запоминании возможность быстрого обучения мощное развитие мышления и внимания эффективную гимнастику для мозга

Суть методики для запоминания стихотворений.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой

культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке чёткой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям

поиск и запоминание слов.

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время

обучения и решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним

проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

- Берем задание на изучение стихотворения.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Например:

УЧИМ СТИХОТВОРЕНИЯ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ.

Тема: «Дикие животные»

У лисы


в лесу глухом


есть нора – надёжный дом.


Под кустами


ёж колючий


нагребает


листьев кучу.


Спит


в берлоге косолапый,


до весны сосёт там лапу.


Есть у каждого свой дом.


Всем тепло, уютно в нём.

Рисунок.

П. Воронько «Хитрый ежик»

Хитрый ёжик – чудачок

Сшил колючий пиджачок,

Весь в иголках, без застёжек.

На иглу нацепит ёжик:

Грушу, сливу – всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым,

Поспешит к своим ежатам.

«Осень

Консультация для родителей:«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений»[a]

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс используется приём мнемотехники.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы).

Особенно эффективно использование мнемотаблиц. при разучивании стихотворений.

Этапы создания мнемотаблиц самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.

Имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворение.

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая

ребенку уяснить основную мысль.

4. Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их

значение в доступной для ребенка форме.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Используя мнемотаблицы в работе, у детей появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, развивается связная речь, вырабатывается смелость и уверенность в собственных силах и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи. Вот наиболее типичные из них:

Речь, состоящая лишь из простых, как правило, нераспространенных предложений. Неумение грамматически правильно построить распространенное предложение. Односложные ответы на вопросы (да, нет, было, хорошо, есть, плохо)

  • Недостаточный словарный запас. Неумение подобрать синонимы. Назвать признак предмета.
  • Использование в речи сленговых слов, рекламных клише, нелитературных слов и выражений
  • Неспособность грамотно сформулировать вопрос
  • Неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест (в результате - родители не понимают многих поступков ребенка)
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Плохая дикция

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе: колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать малышу, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, очистить речь от сленговых словечек; обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.

Как же выбрать книгу для ребёнка? Не нужно покупать ребенку сразу много

книг. Пока не исчерпано содержание тех, которые у него есть, новые покупать не стоит (а если они куплены, то не следует тотчас же приниматься за их чтение). Одну и ту же книжку можно перечитывать ребенку по нескольку раз, открывая каждый раз новые стороны. Стихи, загадки, пословицы помогите ребенку выучить наизусть.

Следует всячески поощрять пересказывание содержания прочитанного: это развивает речь и мышление ребенка, приучает его внимательно слушать ваше чтение.

Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства.

При покупке обязательно нужно просмотреть текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

Больше читайте детям, рассказывайте сказки, загадывайте загадки. Образная, богатая синонимами, эпитетами и описаниями речь у дошкольников явление крайне редкое. Художественная литература поможет вам в развитии речи детей.

Список рекомендуемой литературы

для детей от 1 года до 2,5 лет

  • А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
  • В. Бианки «Лис и мышонок»
  • В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
  • Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
  • О. Жукова «Детские песенки и потешки»
  • Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
  • В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
  • К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
  • К. Чуковский «Цыпленок» и др.

Для детей от 2,5 - 4 лет

  • В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
  • Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
  • Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
  • М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
  • Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
  • С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
  • И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
  • Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
  • В. Осеева «Волшебное слово»
  • А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
  • «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Осте
  • Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
  • Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
  • Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
  • К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница» и др.

Для детей от 5 до 7 лет

  • Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера). Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине»,
  • П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка»
  • В, Бианки «Где раки зимуют»
  • Братья Гримм «Сказки»
  • А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и др.
  • В. Гришин «Лягушка-путешественница»
  • А. Ершов «Конек-горбунок»
  • Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков»
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
  • Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
  • И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Слон и Моська», «Мартышка и очки» и др.
  • А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Пеппи Длинный чулок»
  • Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон», «Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др.
  • В. Одоевский «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»
  • Г. Остер «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Подземный переход», «Привет мартышке», «А вдруг получится!!!» и др.
  • Ш. Перро (в пересказе для детей) «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица»
  • М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Лесной доктор», «Еж», «Золотой луг»
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой Стрелы»
  • А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Сказки»
  • П. Трэверс «Мэри Поппинс»
  • Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Вера и Анфиса», «Дядя Федор, пес и кот», «Каникулы в Простоквашино»
  • Е. Чарушин «Медвежонок», «Медвежата», «Волчишко» и др.
  • К. Чуковский «Бармалей», «Тараканище», «Крокодил», «Краденое солнце» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень...

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Консультация для воспитателей.«Использование приёмов мнемотехники в развитиисвязной речи детей»   «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и...

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

Консультация для педагогов на тему "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников".

Цель: как развить связную речь у дошкольников с помощью мнемотехники....

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...

Консультация для родителей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К. Д. Ушинский...