Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ильенко Ирина Леонидовна

Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет  работу по профилактики оптической  дисграфии. Данные мероприятия направлены на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию

лексико – грамматических категорий и связной  речи по теме «Овощи».

Учитель-логопед Ильенко И.Л., БДОУ г. Омска «Детский сад №191 компенсирующего вида».

Тип нод: фронтальное.

Тема нод: Овощи. Пересказ текста «Спор в огороде». 

Цель нод:  совершенствовать связную речь.

Задачи нод:

Образовательная  область  «Коммуникация»:

  • побуждать  к  проявлению  инициативы  и  любознательности  с  целью  закрепления полученных знаний;
  • формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;
  • совершенствовать умение выполнять коллективную работу.

 Образовательная  область  «Социализация»:

  • воспитывать умение разрешать конфликтные ситуации;
  • воспитывать стремление помогать взрослым;
  •         совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная  область  «Чтение  художественной  литературы»:

  • формировать  умение пересказывать близко к тексту;
  • развивать  литературную  речь.

Образовательная  область  «Здоровье»:

  • развивать  координацию  речи  с  движением (физминутка);
  • формировать умение выполнять гимнастику для глаз;
  • закрепить знания о том, что перед тем, как резать овощи их надо тщательно помыть;
  • совершенствовать умение контролировать процессы расслабления и напряжения мышц;
  • развивать  мелкую  моторику  рук и мимические мышцы лица.

Образовательная  область  «Безопасность»:

  • воспитывать  технику безопасного  поведения   во  время  выполнения  упражнений;
  • формировать умение пользоваться ножом (одноразовая посуда);
  • формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная  область  «Познание»:

  • расширить  кругозор  детей  по теме  «Овощи»;
  • закрепить активный словарь по теме;
  • формировать умение детей пересказывать текст;
  • формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать умение использовать в речи предлоги: В, НА, ОКОЛО;
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве;
  • совершенствовать умение использовать в речи существительные во множественном числе в  родительном падеже;
  • профилактика оптической дисграфии;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная  область  «Художественное творчество»:

  • развивать творческие способности.

Образовательная  область  «Труд»:

  • формировать умение резать овощи;
  • формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Образовательная  область  «Музыка»:

  • прививать любовь к музыкальным произведениям;
  • учить выполнять движения под музыку.

Речевой материал:  овощи, помидор, помидоров, морковь, огурец, огурцов, лук, укроп, Пугало. Чучело, хозяйка, аромат, круглый, красный, овальный, полезная, хрустящий, вкусный, лучок, укропчик, зеленый.

Оборудование: предметные картинки (шаблоны овощей), мяч, овощи, видеоматериалы к гимнастике для глаз, ноутбук,  прищепки, сказочный персонаж Огородное пугало, разделочные доски, ножи (одноразовые), фартуки, тарелка.

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи».

- Посещение огорода на территории детского сада.

- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, с целью углубить знания детей по теме.

- Разучивание стихотворений и загадок по теме.

- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

- Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.

- Объяснение и показ, как надо работать ножом.

Ход нод:

  1. Оргмомент

- Ребята, какое сейчас  время года?

- Верно, осень. Чем заняты люди осенью? (Сбором урожая.)

- Где убирают урожай? (Урожай убирают в огороде.)

- Давайте, отправимся в огород, вдруг кому-нибудь нужна наша помощь!

(Пантомима «В огороде». Стоит взрослый, изображает  Огородное пугало и грустно вздыхает.) 

Дети шли, шли, шли.

В огород пришли.

Там увидели урода – испугались.

И скорей из огорода.

(Дети выполняют соответствующие словам действия).

  1. Сообщение темы.

- Дети, кто это так грустно вздыхает? (Огородное пугало.)

- Почему ты такой грустный?

Пугало: - Разве вы не видите, что я стою тут один? Овощи затеяли спор – кто самый лучший, рассорились и попрятались кто куда. Беспорядок в огороде, да и только! Помогите, пожалуйста, вернуть овощи в огород на грядки!

- Поможем, ребята? (Да.)

- Что же надо сделать, чтобы помирить овощи? (Надо им рассказать, что все они нужны и приносят пользу.)

- Правильно! Мы соберем их всех вместе и расскажем им о том, что каждый из них хорош по - своему.

Пугало: - А я вам тоже помогу – подскажу, кто где прячется.

3. Игра «Что где?». (Подходят к столу, на котором лежат карточки. Работа над предлогами.)

- Здесь прячется морковь. Чтобы взять ее с собой, нам надо определить: какие овощи растут В земле, а какие НА земле. (Дети раскладывают соответственно предлогам В(НА) картинки овощей.)

- Какие овощи растут В земле? (Дети по очереди отвечают.)

- Какие овощи растут НА земле? (Дети по очереди отвечают.)

- Вы молодцы! Ребята, а морковь какая? (Вкусная, сладкая, сочная и т.д.)

- Теперь мы можем положить морковь в корзину.

4. Игра «Семена овощей». (Мимические упражнения. Релаксация.)

- А вот и огурец. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли и отметили, какой он. Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Один, два, три – вокруг себя повернись

В семена овощей превратись!

- Я превращаю вас в маленькие семена огурца. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями.     Медленно поднимайте руки и потянитесь к солнышку. Почувствуйте, как напряжены ваши пальцы, руки. Сильно припекло солнышко и растения завяли. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик и растения опять потянулись к солнышку. Вот и вырос наш огурец!

- Мы передаем Огурец и отвечаем на вопрос: какой он? Последний положит его в корзину. (Огурец зеленый, огурец овальный, огурец сочный и т.д.)

5. Игра «Хвастунишки». (Игра с мячом.) 

- Ребята, помидор предлагает нам поиграть с ним в игру «Хвастунишки». Я кидаю мяч и произношу: «В огороде один огурец.». Тот, у кого оказался мяч отвечает: «В огороде много огурцов» и возвращает мяч мне. Готовы?

- Что мы можем сказать о помидоре? (Круглый, сочный и т.д.)

6. Физминутка. Хороводная игра «Чучело» (под музыку).

- Что-то наш друг Чучело заскучал. Давайте его повеселим. Вставайте в круг.

Чучело наскучило

Воробьев пугать,

Очень хочет Чучуло

С нами поиграть.

(Дети под музыку  идут по кругу. В центре круга стоит Чучуло.)

Бай-качи-качи-качи

Принесли мы овощи

(Дети хлопают в ладоши.)

С овощами поиграй

Кого хочешь выбирай.

(Чучело с надвинутой шляпой на глаза подходит к ребенку и пытается отгадать, кто перед ним стоит. Если отгадал, то шляпу надевает ребенок и игра продолжается.)

7. Игра «Повара». Экспериментальная деятельность. (Дети подходят к столу.)

- Укроп и лук спрашивают, знаете ли вы, почему их всегда режут мелко в салат, а не кладут целиком. Давайте проведем эксперимент. Подойдите к столу и встаньте так, чтобы всем было видно. (Дети выполняют инструкцию.)

- Вот лук и укроп. Что вы о них можете сказать: какой лук (укроп)? (Зеленый, ароматный и т.д.)

- Сейчас я разрежу их на мелкие части. (Режу.)

- Что изменилось, после того, как я стала резать овощи? (Появился запах лука и укропа.)

- Значит, их в салат их кладут не только потому, что они полезные, а еще и для того, что придать аромат?

8. Игра «Огород». (Игра с шаблонами овощей и прищепками.)

- Вот и собрали мы все овощи.

Пугало: - Помогите им занять свои места, ребята.

- Мы бы рады помочь, да незнаем, где что росло.

Пугало: - А я вам помогу – встану в центр огорода, а вы расставьте их относительно меня. (В зависимости от количества детей можно использовать дополнительно не только картинки Пугала и овощей, но и дом, солнце и т.д.)

- Ребята, Пугало стоит в центре огорода. Слева от Пугала – помидор, справа от Пугала – лук, слева от помидора – огурец, около лука – укроп, справа от укропа Хозяйка, а около огурца – морковь. (Дети дополняют недостающие элементы картинкам и расставляют их соответственно инструкции.)

9. Выполнение гимнастики для глаз. (С помощью презентации на компьютере.)

- Теперь у нас порядок в огороде. Можно и отдохнуть. (Выполняется гимнастика для глаз.)

10. Пересказ текста «Спор в огороде». (С опорой на сюжетную картинку, которую выложили из шаблонов овощей и прищепок.)

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть, как ни у кого из вас!

- Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».

(После работы над текстом, рассказ пересказывают 2-3 ребенка.)

11. Итог.

- Ребята, понравилось вам наше приключение?

- Кому мы помогли?

- Чем мы смогли помочь Пугалу?

- Что нового вы узнали сегодня? (Что лук и укроп режут в салат, чтобы придать аромат.)

- Что особенно вам запомнилось?

- Как вы считаете, кто был сегодня самым лучшим помощником?

- Почему?

12. Игра «Салат». Продуктивная деятельность.

- Вы были молодцы. А сейчас, предлагаю сделать салат из овощей и угостить им ребят в детском саду. Согласны?

(Вместе со взрослыми готовят салат из овощей.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация ...

Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики

Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....

Конспект в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Безопасная дорога»

Коррекционно-образовательные цели. Цель: Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения на улице.Задачи:Коррекционно-образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме.- Форм...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...