Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванова Светлана Витальевна

Цель: закрепить знания детей об овощах. Задачи: 1. Образовательные: - закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?) - уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный). - обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился) . - совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей). 2. Коррекционные: - развитие мелкой моторики - развитие зрительного внимания и восприятия - развитие связной речи 3. Воспитательные: - формирование навыков сотрудничества, взаимодействия - воспитание уважительного отношения к труду взрослых Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши. Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi_konspekt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Цель: закрепить знания детей  об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят?)

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).

- обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился) .

- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

- развитие мелкой моторики

- развитие зрительного внимания и восприятия

- развитие связной речи

3. Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.

Предварительная работа: беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

- Подойдите ко мне и достаньте из «волшебного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.

Логопед:

- Как можно назвать их одним словом? (овощи)

- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).

- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей»

Логопед задает вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

- Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

- Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок (лук).

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий (кабачок).

И красавец-великан темно-синий (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Пальчиковая гимнастика «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз) 

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) 

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным) .

Логопед:

Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко - отдавай

Цвет правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

- У меня зеленый огурец

- У меня зеленое яблоко и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый) .

Логопед:

Пошла гулять,

Красное (желтое, фиолетовое) собирать.

Кому не жалко – отдавай,

Цвет правильно называй.

Дети:

- У меня красный помидор

- У меня желтый перец

- У меня фиолетовый баклажан и т. д.

Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».

- А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.

- Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? («Мужик и Медведь»)

- Какое еще есть название у этой сказки? («Вершки и корешки»)

- Какой овощ посеял мужик в сказке?

- Какая выросла репа? (крупная)

Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)

«перехитрил»(обманул, провел, объехал)

«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мужик вырастил крупную репу (огромную) .

Мужик перехитрил медведя (обманул) .

Медведь рассердился на мужика (разозлился) .

Логопед:

- В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе. Тема: «Хлеб».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.Тема: «Хлеб».Цель: Способствовать  формированию лексико-грамматичес...