Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данюкова Любовь Алексеевна

Тема занятия "К нам  идет Весна" В конспекте:цель, задачи, ход занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей

группе детей с ОНР.

 Тема: «К нам идёт Весна»

 Цель:- Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

 Коррекционно-образовательные задачи:

-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами, подбирать прилагательные к существительным.

-Развивать связную речь; составление рассказа с использованием мнемотаблицы; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

-Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании;  развивать координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику с использованием биоэнергопластики, память,внимание ,мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж лица.

Оборудование:

Слайды с изображением времён года, признаков весны, солнышко из картона, прищепки жёлтого цвета, звукозапись с голосами птиц, гофрированная бумага, компьютер, проектор.

Предварительная работа:

-Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.

Ход занятия.

1.Организационный момент:

Логопед: Ребята, к  нам пришли гости! Давайте поздороваемся, и улыбнемся, и у всех будет хорошее настроение.

Дети: Мы будем заниматься, не будем отвлекаться.

Логопед: Давайте, поприветствуем  друг друга.

«Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)

Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

Логопед: Дети. А вы проснулись? С добрым утром! (упражнение направленное на улучшение настроение детей, на развитие общей и мелкой моторики).

С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

Вы проснулись? (Потопать ногами)

С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

Логопед: Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

Рыхлый  снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

Догадались о каком времени года мы будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о весне.( Слайд№1 « Весна»)

Логопед: А чтобы правильно и четко говорить, сейчас мы сделаем массаж лица «Весна» (проводится массаж лица).

Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики

Давайте покажем, как природа радуется весне

Природа радуется приходу весны – улыбка-разведение рук в стороны

Дует ласковый ветерок – трубочка-руки вперед

Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще-сгибание кистей рук

Травка тянется к солнышку – иголочка-кисть руки вверх

Веточка качается от ветра – часики-две руки вправо и влево

Кошка греется на солнышке – выгибает спинку – кисти рук вниз

Едет лошадка по дорожке гладкой – кисти рук вверх и вниз.

Д ыхательная гимнастика «Снежинка».

Ребята посмотрите, что оставила нам зима? (на стульях лежат снежинки)

Вы снежинки все берите, на ладошку положите

Кто сильнее будет дуть, улетит снежинка с рук.

(Дети садятся на стульчики)

2.Основная часть.

Логопед: Настало время поговорить о весне. (послушайте и отгадайте загадки).

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к на месяц… (март)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге.

В небе жаворонка трель,

В гости к нам пришел…(апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай?

Что за месяц это…(май)

Логопед: Назовите месяцы весны? Беседа о весне.

- Что такое весна?(время года)

- Как начинает пригревать солнце?

Игра «Солнышко»: Слайд «Солнышко без лучиков»

Почему то солнышко без лучиков, а для того чтобы получились лучи, нам с вами нужно рассказать о солнышке…какое оно (детям раздаются желтые прищепки, они прикрепляю лучики, говорят о солнце - яркое, теплое, горячее, весеннее, желтое, ласковое, лучистое, ясное).

- Что происходит со снегом?

-Что  происходит с сосульками?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что происходит со льдом на реках?

- Что набухает на ветках?

- Кто возвращается из тёплых краёв?

- Кто просыпается после зимы?

- Что надевают люди весной?

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

Логопед : Ребята, а теперь будьте  внимательны. Я назову  слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

Дидактическое упражнение «Назови ласково».

Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):

солнце- солнышко, птица-птичка, ручей – ручеек, цветок- цветочек, проталина-проталинка,  день-денек, ветер-ветерок.

Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

картину:

Пригревает….(солнышко),тает…(снег),появляются….(проталинки), капает…. (капель), бегут...(ручьи), распускаются… (почки), просыпаются…(звери), прилетают…..(птицы), наступила…(весна).

Физминутка «К нам пришла»

Са-са-са-  к нам пришла весна (на слоги хлопки, на слова шагать)

Ло-ло-ло- на улице тепло (руки вверх).

Су-су-су- мы встречаем весну (руки вперед)

Сы-сы-сы – долго не было весны (наклоны в сторону, руки на поясе)

Ша-ша-ша -  хороша весна (шагать).

Логопед: «Составление рассказа о весне»

Давайте ребята, составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение нужно со словом весной. А помогут нам картинки-схемы, «подсказки». Рассказ начну я.

Наступила весна.

Весной солнце светит ярко.

Весной день становится длиннее, а ночь короче.

Весной тает снег, тают сосульки - капель.

Весной бегут ручьи, тает на реках лед-ледоход.

Весной появляются проталинки.

Весной на проталинках появляются первые цветы подснежники.

Весной возвращаются птицы в родные края.

Весной просыпаются насекомые, животные.

Весной набухают почки, на деревьях появляются листочки.

Весной люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

Логопед: Мы сейчас покажем, как появляются листочки на деревьях.

Пальчиковая гимнастика «Дерево»

У дерево ствол.

На стволе много веток.

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Коллективная работа «Весеннее дерево».

Дети берут листочки и приклеивают на ствол дерева.

3.Итог занятия: Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?

В какие игры мы играли?

Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: «День защитника Отечества» Цель: Уточнение знаний и...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР 8 марта

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: "8 Марта - женский день Цель: Уточнение  знаний и пре...