Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР.

    Данюкова Любовь Алексеевна

    Тема занятия "К нам  идет Весна" В конспекте:цель, задачи, ход занятия

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей

    группе детей с ОНР.

     Тема: «К нам идёт Весна»

     Цель:- Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

     Коррекционно-образовательные задачи:

    -Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами, подбирать прилагательные к существительным.

    -Развивать связную речь; составление рассказа с использованием мнемотаблицы; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    -Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании;  развивать координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику с использованием биоэнергопластики, память,внимание ,мышление.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    -Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

    Оздоровительные задачи:

    Развитие координации речи с движением, самомассаж лица.

    Оборудование:

    Слайды с изображением времён года, признаков весны, солнышко из картона, прищепки жёлтого цвета, звукозапись с голосами птиц, гофрированная бумага, компьютер, проектор.

    Предварительная работа:

    -Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент:

    Логопед: Ребята, к  нам пришли гости! Давайте поздороваемся, и улыбнемся, и у всех будет хорошее настроение.

    Дети: Мы будем заниматься, не будем отвлекаться.

    Логопед: Давайте, поприветствуем  друг друга.

    «Здравствуй, солнце. Золотое (Дети раскрывают ладони в сторону солнца)

    Здравствуй, небо голубое ( поднимают руки вверх)

    Здравствуй, матушка ,земля ( наклон руки вниз)

    Здравствуй, все мои друзья! (касаются ладонями друг-друга)

    Логопед: Дети. А вы проснулись? С добрым утром! (упражнение направленное на улучшение настроение детей, на развитие общей и мелкой моторики).

    С добрым утром, глазки! (Поглаживание век)

    Вы проснулись? (Соединить большой и указательный пальцы, изображая «бинокль»)

    С добрым утром, ушки! (Поглаживание ушей)

    Вы проснулись? (Прикладывание ладоней к ушам)

    С добрым утром, ручки! (Поглаживание кистей рук)

    Вы проснулись? (Похлопать в ладоши)

    С добрым утром, ножки! (Поглаживание бедер)

    Вы проснулись? (Потопать ногами)

    С добрым утром, солнце! (Развести руки в стороны)

    Мы проснулись! (Широко улыбнуться)

    Логопед: Теперь мы бодры, веселы, здоровы и можем начинать заниматься.

    Логопед: А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

    Рыхлый  снег на солнце тает,

    Ветерок в ветвях играет, звонче птичьи голоса,

    Значит к нам пришла …(дети хором договаривают: весна.)

    Догадались о каком времени года мы будем говорить?

    Дети: Мы будем говорить о весне.( Слайд№1 « Весна»)

    Логопед: А чтобы правильно и четко говорить, сейчас мы сделаем массаж лица «Весна» (проводится массаж лица).

    Светит яркое солнышко, ласкает нам лицо.(Поглаживание лица).

    Дождик ещё прохладный.(Постукивание подушечками пальцев).

    По утрам ещё иногда пощипывает мороз(Пощипывание).

    А всё-таки солнышко светит сильнее. К нам идёт весна.(Снова поглаживание).

    Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики

    Давайте покажем, как природа радуется весне

    Природа радуется приходу весны – улыбка-разведение рук в стороны

    Дует ласковый ветерок – трубочка-руки вперед

    Тает снег, капель – цоканье: сначала медленно, потом чаще-сгибание кистей рук

    Травка тянется к солнышку – иголочка-кисть руки вверх

    Веточка качается от ветра – часики-две руки вправо и влево

    Кошка греется на солнышке – выгибает спинку – кисти рук вниз

    Едет лошадка по дорожке гладкой – кисти рук вверх и вниз.

    Д ыхательная гимнастика «Снежинка».

    Ребята посмотрите, что оставила нам зима? (на стульях лежат снежинки)

    Вы снежинки все берите, на ладошку положите

    Кто сильнее будет дуть, улетит снежинка с рук.

    (Дети садятся на стульчики)

    2.Основная часть.

    Логопед: Настало время поговорить о весне. (послушайте и отгадайте загадки).

    Ручейки бегут быстрее,

    Светит солнышко теплее.

    Воробей погоде рад,

    Заглянул к на месяц… (март)

    Мишка вылез из берлоги,

    Грязь и лужи на дороге.

    В небе жаворонка трель,

    В гости к нам пришел…(апрель)

    Зеленеет даль полей,

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчелы первые летят,

    Гром грохочет. Угадай?

    Что за месяц это…(май)

    Логопед: Назовите месяцы весны? Беседа о весне.

    - Что такое весна?(время года)

    - Как начинает пригревать солнце?

    Игра «Солнышко»: Слайд «Солнышко без лучиков»

    Почему то солнышко без лучиков, а для того чтобы получились лучи, нам с вами нужно рассказать о солнышке…какое оно (детям раздаются желтые прищепки, они прикрепляю лучики, говорят о солнце - яркое, теплое, горячее, весеннее, желтое, ласковое, лучистое, ясное).

    - Что происходит со снегом?

    -Что  происходит с сосульками?

    - Что появляется на земле, где растаял снег?

    - Что вырастает на проталинах?

    - Что происходит со льдом на реках?

    - Что набухает на ветках?

    - Кто возвращается из тёплых краёв?

    - Кто просыпается после зимы?

    - Что надевают люди весной?

    Дидактическая игра «Хлопни в ладоши» (Развитие речевого слуха)

    Логопед : Ребята, а теперь будьте  внимательны. Я назову  слова ,а вы хлопните в ладоши ,если услышите слова ,относящиеся к весне.

    Слова: пригревает, листопад,тает, вьюга,журчит, тёплое,ярче, холодно, набухает, снежинки, половодье, прилетают, ледоход, метель, солнышко, капель.

    Дидактическое упражнение «Назови ласково».

    Логопед называет слово, а дети повторяют его в уменьшительно-

    ласкательной форме (на доске вывешиваются картинки):

    солнце- солнышко, птица-птичка, ручей – ручеек, цветок- цветочек, проталина-проталинка,  день-денек, ветер-ветерок.

    Дидактическое упражнение «Подскажи словечко»

    Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую

    картину:

    Пригревает….(солнышко),тает…(снег),появляются….(проталинки), капает…. (капель), бегут...(ручьи), распускаются… (почки), просыпаются…(звери), прилетают…..(птицы), наступила…(весна).

    Физминутка «К нам пришла»

    Са-са-са-  к нам пришла весна (на слоги хлопки, на слова шагать)

    Ло-ло-ло- на улице тепло (руки вверх).

    Су-су-су- мы встречаем весну (руки вперед)

    Сы-сы-сы – долго не было весны (наклоны в сторону, руки на поясе)

    Ша-ша-ша -  хороша весна (шагать).

    Логопед: «Составление рассказа о весне»

    Давайте ребята, составим рассказ о весне. Но начинать каждое предложение нужно со словом весной. А помогут нам картинки-схемы, «подсказки». Рассказ начну я.

    Наступила весна.

    Весной солнце светит ярко.

    Весной день становится длиннее, а ночь короче.

    Весной тает снег, тают сосульки - капель.

    Весной бегут ручьи, тает на реках лед-ледоход.

    Весной появляются проталинки.

    Весной на проталинках появляются первые цветы подснежники.

    Весной возвращаются птицы в родные края.

    Весной просыпаются насекомые, животные.

    Весной набухают почки, на деревьях появляются листочки.

    Весной люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

    Логопед: Мы сейчас покажем, как появляются листочки на деревьях.

    Пальчиковая гимнастика «Дерево»

    У дерево ствол.

    На стволе много веток.

    А листья на ветках

    Зеленого цвета.

    Коллективная работа «Весеннее дерево».

    Дети берут листочки и приклеивают на ствол дерева.

    3.Итог занятия: Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?

    В какие игры мы играли?

    Что больше всего понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

    В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

    Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

    Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...