Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР 8 марта
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

 

Тема: "8 Марта - женский день

 

Цель: Уточнение  знаний и представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, расширение и активизация словаря.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- упражнять в правильном речевом дыхании;

- развивать память, внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими руками;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оздоровительные задачи:

- развивать координацию речи сдвижением, самомассаж, пальчиковую гимнастику.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме, схема предложений.

 

  Ход занятия:

 

  1. Введение в тему и сообщение цели занятия.

 

В марте есть такой денёк

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает?

Дети хором скажут нам:

— Это праздник наших … мам!

 

О женском дне мы сегодня и поговорим.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о маме. Мама — самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама… Закройте глаза, тихо-тихо произнесите это слово и прислушайтесь к нему. А теперь откройте глаза. Ребята, если бы слово «мама» можно было попробовать на вкус, каким бы оно, по-вашему, было? (Вкусным, сладким, нежным) А если бы это слово мы могли потрогать, какое оно было бы на ощупь? (Мягким, пушистым.) А какими красками вы бы его нарисовали? (Жёлтыми, голубыми, розовыми.) Наверное, вы все сейчас представили своих мам. Скажите, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы? (Спокойно, уютно, тепло.) А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (Печаль, тоску, скуку, грусть.) А хотите узнать, как появился женский праздник 8 Марта?

 

  1. История праздника 8 марта. 

 

Раньше женщины не имели права голоса. Считалось, что женщина должна заниматься хозяйством по дому, женщины даже не имели права учиться. Это им очень не нравилось и, конечно же, было обидно.

         Однажды женщины собрались и решили устроить акцию, забастовку, где отстаивали свои права. Они выступали против детского труда, требовали хороших условий труда, хорошую заработную плату за свою работу. Они многого добились.

         Именно этот день 8 Марта и стал для них и всех остальных женщин праздником. С тех пор, объявили женский день – 8 Марта. Женщины многих стран празднуют этот весенний праздник – 8 Марта. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником: дарят цветы, улыбки. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и девочек. В нашей стране этот праздник всеми очень любим. С особой нежностью звучат в эти дни слова любви и признательности, которые произносят мужчины и мальчики.

 

А март – это песня!

А март – это сказка!

А март – это сплошь чудеса и весна!

А март – это свежесть,

А март – это праздник

Добрых и милых мам!

 

  1. Стихотворение про маму.

 

Наступает мамин праздник.

Наступает мамин праздник,

Наступает Женский день.

Знаю: любит мама очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать…

А ведь можно на листочке

Все цветы нарисовать!

Приколю картинку эту

Я над маминым столом,

Утром маму дорогую

Обниму и расцелую,

И поздравлю с Женским днем!

 

  1. Физкультминутка:

 

 «Мама спит». 

 Маме надо отдыхать,

 Маме хочется поспать.

 Я на цыпочках хожу,

 Маму я не разбужу.              (Дети идут на цыпочках)

 Я на пяточках хожу,

 Маму я не разбужу.              (Дети идут на пятках, спина ровная)

 Моих пяток слышен стук:

 Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

 Мои пяточки идут,

 Меня к мамочке ведут!

 

  1. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия:

 

- Мама, бабушка, сестра, тётя, женщина – Кто это? (делим на слоги, определяем ударный слог)

- Мамы (какие?). Ласковые, добрые, строгие, любимые, милые, родные, чуткие, усталые, мудрые, умные, внимательные, вежливые, трудолюбивые, молодые, и т. д.

- Глаза у мамы какие?

- Руки у мамы какие?

- Мамы что умеют делать?

 

  1. Игра «Назови ласково»  

 

 - Мама (мамочка, мамуля, матушка).

-  Бабушка (бабуля, бабулечка).

-  Сестра (сестричка, сестрёнка).

- Тётя

 

 7. Счёт до пяти:

- Мама, бабушка, девочка

 

  8. Составление предложений и рассказов о маме, пользуясь планом:

 

- Как ее зовут?

-  Где она работает?

- Любит ли свою работу?

- Устает ли?

- Важен ли ее труд?

-Что делают ваши мамы дома?

- Что особенно любит твоя мама делать?

- Помогаете ли вы ей?...

 

9.Пословицы о маме:

 

Без матушки родной и радость наполовину.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Всякой матери своё дитя мило.
Для матери дети всегда маленькие.

Для матери плохих детей не бывает.

Для матери ребенок до ста лет детёнок.

Добрая мать добру и учит.

Жалость матери меры не знает.

 

10.Составление Синквейна

 

Первая строчка ЖЕНЩИНЫ

Вторая – два признака (ЖЕНЩИНЫ какие?)

Третья – три действия (ЖЕНЩИНЫ что делают?)

Четвёртая – предложение из 4-5 слов (своё отношение к ЖЕНЩИНАМ)

Пятая – слово-ассоциация (какое чувство вызывают ЖЕНЩИНЫ)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_8_marta.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Тема: "8 Марта - женский день

Цель: Уточнение  знаний и представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, расширение и активизация словаря.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- упражнять в правильном речевом дыхании;

- развивать память, внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими руками;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оздоровительные задачи:

- развивать координацию речи сдвижением, самомассаж, пальчиковую гимнастику.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме, схема предложений.

 

  Ход занятия:

  1. Введение в тему и сообщение цели занятия.

В марте есть такой денёк

С цифрой, словно кренделёк.

Кто из вас, ребята, знает,

Цифра что обозначает?

Дети хором скажут нам:

— Это праздник наших … мам!

О женском дне мы сегодня и поговорим.

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о маме. Мама — самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама… Закройте глаза, тихо-тихо произнесите это слово и прислушайтесь к нему. А теперь откройте глаза. Ребята, если бы слово «мама» можно было попробовать на вкус, каким бы оно, по-вашему, было? (Вкусным, сладким, нежным) А если бы это слово мы могли потрогать, какое оно было бы на ощупь? (Мягким, пушистым.) А какими красками вы бы его нарисовали? (Жёлтыми, голубыми, розовыми.) Наверное, вы все сейчас представили своих мам. Скажите, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы? (Спокойно, уютно, тепло.) А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (Печаль, тоску, скуку, грусть.) А хотите узнать, как появился женский праздник 8 Марта?

  1. История праздника 8 марта. 

Раньше женщины не имели права голоса. Считалось, что женщина должна заниматься хозяйством по дому, женщины даже не имели права учиться. Это им очень не нравилось и, конечно же, было обидно.

         Однажды женщины собрались и решили устроить акцию, забастовку, где отстаивали свои права. Они выступали против детского труда, требовали хороших условий труда, хорошую заработную плату за свою работу. Они многого добились.

         Именно этот день 8 Марта и стал для них и всех остальных женщин праздником. С тех пор, объявили женский день – 8 Марта. Женщины многих стран празднуют этот весенний праздник – 8 Марта. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником: дарят цветы, улыбки. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и девочек. В нашей стране этот праздник всеми очень любим. С особой нежностью звучат в эти дни слова любви и признательности, которые произносят мужчины и мальчики.

А март – это песня!

А март – это сказка!

А март – это сплошь чудеса и весна!

А март – это свежесть,

А март – это праздник

Добрых и милых мам!

  1. Стихотворение про маму.

Наступает мамин праздник.

Наступает мамин праздник,

Наступает Женский день.

Знаю: любит мама очень

Розы, маки и сирень.

Только в марте нет сирени,

Роз и маков не достать…

А ведь можно на листочке

Все цветы нарисовать!

Приколю картинку эту

Я над маминым столом,

Утром маму дорогую

Обниму и расцелую,

И поздравлю с Женским днем!

  1. Физкультминутка:

 «Мама спит». 

 Маме надо отдыхать,

 Маме хочется поспать.

 Я на цыпочках хожу,

 Маму я не разбужу.                (Дети идут на цыпочках)

 Я на пяточках хожу,

 Маму я не разбужу.                (Дети идут на пятках, спина ровная)

 Моих пяток слышен стук:

 Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,

 Мои пяточки идут,

 Меня к мамочке ведут!

  1. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия:

- Мама, бабушка, сестра, тётя, женщина – Кто это? (делим на слоги, определяем ударный слог)

- Мамы (какие?). Ласковые, добрые, строгие, любимые, милые, родные, чуткие, усталые, мудрые, умные, внимательные, вежливые, трудолюбивые, молодые, и т. д.

- Глаза у мамы какие?

- Руки у мамы какие?

- Мамы что умеют делать?

  1. Игра «Назови ласково»  

 - Мама (мамочка, мамуля, матушка).

-  Бабушка (бабуля, бабулечка).

-  Сестра (сестричка, сестрёнка).

- Тётя

 7. Счёт до пяти:

- Мама, бабушка, девочка

  8. Составление предложений и рассказов о маме, пользуясь планом:

- Как ее зовут?

-  Где она работает?

- Любит ли свою работу?

- Устает ли?

- Важен ли ее труд?

-Что делают ваши мамы дома?

- Что особенно любит твоя мама делать?

- Помогаете ли вы ей?...

9.Пословицы о маме:

Без матушки родной и радость наполовину.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
Всякой матери своё дитя мило.
Для матери дети всегда маленькие.

Для матери плохих детей не бывает.

Для матери ребенок до ста лет детёнок.

Добрая мать добру и учит.

Жалость матери меры не знает.

10.Составление Синквейна

Первая строчка ЖЕНЩИНЫ

Вторая – два признака (ЖЕНЩИНЫ какие?)

Третья – три действия (ЖЕНЩИНЫ что делают?)

Четвёртая – предложение из 4-5 слов (своё отношение к ЖЕНЩИНАМ)

Пятая – слово-ассоциация (какое чувство вызывают ЖЕНЩИНЫ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: «День защитника Отечества» Цель: Уточнение знаний и...