Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

 

Тема: «День защитника Отечества»

 

Цель: Уточнение знаний и представления детей о российской армии, о военных профессиях, о почётной обязанности защищать Родину.

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять словарный запас по теме;

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- упражнять в правильном речевом дыхании;

-развивать диалогическую речь, координацию речи с движением;

- развивать память, внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме, схема предложений.

 

Ход занятия:

 

1.Введение в тему и сообщение цели занятия.

 

Отечество себе не выбирают.

Оно одно. Другого в мире нет.

Взгляни вокруг и, сколько глаз хватает,

Увидишь мир особенных примет.

 

Какой простор раскинула природа:

Полей, лесов и рек её не счесть,

Живут в сердцах и совести народа

Душа России, прошлое и честь. (А. Рест)

 

-Как вы думаете, что такое Родина-Отечество? (это место, где родился человек; это родной дом и родители; это родные и близкие; это наша улица, двор, город; это природа, которая нас окружает)

-Наша большая Родина называется?

-Наша малая родина?

-Всё может родная земля: накормить нас хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

-Кто защищает Родину? Отечество? (солдаты, воины, Российская армия, люди, которые её любят)

-Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Российские воины всегда славились мужеством и отвагой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками нашей Родины.

-Каждый год – 23 февраля наша страна отмечает праздник. Называется он?

 

2.Загадки:

Резво в бой машина мчится,

Враг пред ней не утаится,

Та машина в поле чистом

Управляется…(танкистом).

 

Самолёт стоит на взлёте.

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный лётчик)

 

У паренька сбылась мечта-

Пришёл служить он в роту.

Теперь стреляет: «Тра-та-та»

Из пушки, миномёта.

Недавно служит паренёк,

Но самый лучший он стрелок. (Артиллерист)

 

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдёт и лес, и брод,

Но противника найдёт. (Десантник)

 

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

Ведь его стихия – море. (Моряк)

 

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу. (Пограничник)

 

 

 

 

3.Физкультминутка «Солдаты»:

 

Пришло время отдохнуть.

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз – рывок, два – рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

 

4. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия:

 

-Танкист, десантник, моряк и т.д. – Кто это? (делим на слоги, определяем ударный слог)

-Военные (какие?) сильные, выносливые, подтянутые и т.д

-Военные (что делают?) лётчик – управляет самолётом; пограничник – охраняет границу; капитан военного корабля – управляет кораблём, отдаёт команды; танкист – управляет танком, смотрит в прицел, стреляет; подводник – охраняет границу с моря, служит на подводной лодке и т.д.

 

5.Игра «Скажи много»

 

Смелый лётчик – смелые лётчики; железная каска, быстрая ракета, военный корабль, взлётная полоса, пограничная полоса, опасный путь, государственная граница.

 

6.Счёт до пяти:

 

- танк, корабль, самолёт

 

7. Игра «Собери предложение»:

 

- самолёт, в, военный, небо, поднялся;

-на, моряк, служит, корабле;

-пограничник, собакой, границу, с, охраняет.

 

 

8. Координация речи с движением «Солдатик»:

 

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два - дружно в ногу,

Три, четыре – твёрже шаг.

 

9.Игра «Исправь ошибку»:

 

- храбрая солдат награждён медалью;

- генерал отдала приказ солдатам;

- пограничники защищает границы нашей страны;

- я буду служить на корабль.

 

10.Пословицы:

 

Родина-мать, умей за неё постоять.

Один в поле не воин.

Тот герой, что за Родину горой.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Кто за родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Сражаться смело за правое дело.

Русский боец – всем образец.

Не копьём убивают, а умом.

Один за всех, и все за одного.

Где не жить – Родине служить.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Службу твою видят в родном краю.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Смелого пуля боится, храброго штык не берёт.

Народ и армия – едины.

Тяжело в учении – легко в бою.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

 

11.Составление Синквейна

 

Первая строчка ВОЕННЫЕ;

Вторая – два признака (ВОЕННЫЕ какие?);

Третья – три действия (ВОЕННЫЕ что делают?);

Четвёртая – предложение из 4-5 слов (своё отношение к ВОЕННЫМ);

Пятая – слово-ассоциация (какое чувство вызывают ВОЕННЫЕ).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_detey_s_onr.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Тема: «День защитника Отечества»

Цель: Уточнение знаний и представления детей о российской армии, о военных профессиях, о почётной обязанности защищать Родину.

Коррекционно-образовательные задачи:

- расширять словарный запас по теме;

- закрепить навыки словообразования и словоизменения;

-совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

- развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- упражнять в правильном речевом дыхании;

-развивать диалогическую речь, координацию речи с движением;

- развивать память, внимание и мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, умение работать в коллективе.

Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме, схема предложений.

Ход занятия:

1.Введение в тему и сообщение цели занятия.

Отечество себе не выбирают.

Оно одно. Другого в мире нет.

Взгляни вокруг и, сколько глаз хватает,

Увидишь мир особенных примет.

Какой простор раскинула природа:

Полей, лесов и рек её не счесть,

Живут в сердцах и совести народа

Душа России, прошлое и честь. (А. Рест)

-Как вы думаете, что такое Родина-Отечество? (это место, где родился человек; это родной дом и родители; это родные и близкие; это наша улица, двор, город; это природа, которая нас окружает)

-Наша большая Родина называется?

-Наша малая родина?

-Всё может родная земля: накормить нас хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может.

-Кто защищает Родину? Отечество? (солдаты, воины, Российская армия, люди, которые её любят)

-Защита Отечества – долг тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Российские воины всегда славились мужеством и отвагой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками нашей Родины.

-Каждый год – 23 февраля наша страна отмечает праздник. Называется он?

2.Загадки:

Резво в бой машина мчится,

Враг пред ней не утаится,

Та машина в поле чистом

Управляется…(танкистом).

Самолёт стоит на взлёте.

Я готов уж быть в полёте.

Жду заветный тот приказ,

Защищать, чтоб с неба вас! (Военный лётчик)

У паренька сбылась мечта-

Пришёл служить он в роту.

Теперь стреляет: «Тра-та-та»

Из пушки, миномёта.

Недавно служит паренёк,

Но самый лучший он стрелок. (Артиллерист)

Крепкий прочный парашют

За спиной его раскрылся,

И за несколько минут

Он на землю опустился.

Он пройдёт и лес, и брод,

Но противника найдёт. (Десантник)

Полосатая рубашка,

Вьются ленты за фуражкой.

Он готов с волною спорить,

Ведь его стихия – море. (Моряк)

Ночью, в полдень, на рассвете,

Службу он несёт в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу. (Пограничник)

3.Физкультминутка «Солдаты»:

Пришло время отдохнуть.

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Раз – рывок, два – рывок,

Отдохнул ли ты, дружок?

4. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия:

-Танкист, десантник, моряк и т.д. – Кто это? (делим на слоги, определяем ударный слог)

-Военные (какие?) сильные, выносливые, подтянутые и т.д

-Военные (что делают?) лётчик – управляет самолётом; пограничник – охраняет границу; капитан военного корабля – управляет кораблём, отдаёт команды; танкист – управляет танком, смотрит в прицел, стреляет; подводник – охраняет границу с моря, служит на подводной лодке и т.д.

5.Игра «Скажи много»

Смелый лётчик – смелые лётчики; железная каска, быстрая ракета, военный корабль, взлётная полоса, пограничная полоса, опасный путь, государственная граница.

6.Счёт до пяти:

- танк, корабль, самолёт

7. Игра «Собери предложение»:

- самолёт, в, военный, небо, поднялся;

-на, моряк, служит, корабле;

-пограничник, собакой, границу, с, охраняет.

8. Координация речи с движением «Солдатик»:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри – не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз, два - дружно в ногу,

Три, четыре – твёрже шаг.

9.Игра «Исправь ошибку»:

- храбрая солдат награждён медалью;

- генерал отдала приказ солдатам;

- пограничники защищает границы нашей страны;

- я буду служить на корабль.

10.Пословицы:

Родина-мать, умей за неё постоять.

Один в поле не воин.

Тот герой, что за Родину горой.

Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.

Кто за родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Сражаться смело за правое дело.

Русский боец – всем образец.

Не копьём убивают, а умом.

Один за всех, и все за одного.

Где не жить – Родине служить.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Службу твою видят в родном краю.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Смелого пуля боится, храброго штык не берёт.

Народ и армия – едины.

Тяжело в учении – легко в бою.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

11.Составление Синквейна

Первая строчка ВОЕННЫЕ;

Вторая – два признака (ВОЕННЫЕ какие?);

Третья – три действия (ВОЕННЫЕ что делают?);

Четвёртая – предложение из 4-5 слов (своё отношение к ВОЕННЫМ);

Пятая – слово-ассоциация (какое чувство вызывают ВОЕННЫЕ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

Тема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить навыки словообразования и словоизменения;- со...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Тема:  Жизнь в лесуКоррекционно-образовательные за...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР 8 марта

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР Тема: "8 Марта - женский день Цель: Уточнение  знаний и пре...