Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Келепури Светлана Валерьевна

    Тема: Весна

    Цель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - закрепить навыки словообразования и словоизменения;

    - совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

    - развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekstovyy_dokument_opendocumentnsportal0318.odt18.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНР

    Тема: Весна

    Цель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расширить и активизировать словарь.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - закрепить навыки словообразования и словоизменения;

    - совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; существительных с числительными; единственное и множественное число;

    - развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;

    - упражнять в правильном речевом дыхании;

    - развивать память, внимание и мышление.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению на природе;

    - формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Оздоровительные задачи:

    - развивать координацию речи сдвижением, самомассаж, пальчиковую гимнастику.

    Оборудование: магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме, схема предложений.

     

     

    Ход занятия

    I.                   Организационный момент:

    Здравствуй, солнце золотое,       (раскрывают ладони к солнцу)

    Здравствуй, небо голубое,                       (поднимают руки вверх)

    Здравствуй, Матушка-земля,      (наклон рук вниз)

    Здравствуй, все мои друзья!       (хлопки)

    II.                 Артикуляционная, дыхательная гимнастика, самомассаж

    Светит яркое солнышко,

    Ласкает нам лицо.                                       (поглаживание лица)

    Дождик ещё прохладный.                                   (постукивание подушечками)

    По утрам иногда пощипывает мороз. (пощипывание)

    Но солнышко светит сильнее,                 (поглаживание)

    К нам идёт весна.

    III.              Пальчиковая гимнастика:

    Вырос высокий цветок на поляне,        (ладони вверх, прижать)

    Утром весенним раскрыл лепестки,     (развести пальцы)

    Всем лепесткам красоту и питание       (развести пальцы)

    Дружно дают под землёй корешки.    (ладони вниз-пальцы                                                              развести)

     IV.      Загадки:

    1) Пришла, улыбнулась – утихли метели.

     Позванивать стал колокольчик капели,

     Река пробудилась, растаяли льды,

     Наряд белоснежный надели сады.

     Взревев, за работу взялись трактора.

     А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

    2) Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

    Волшебной палочкой взмахнёт,

    В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

    3) Рыхлый снег на солнце тает,

    Ветерок в ветвях играет,

    Звонче птичьи голоса

    Значит, к нам пришла…(Весна)

    - Все рады весне, ждали её с нетерпением. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова: «Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой…(тёплое солнышко, зелёную травку, поющих птиц, подснежники)…

     V. Игра «Кто внимательней»

    - Хлопнуть, если услышите слова, относящиеся к весне: пригревает, ЛИСТОПАД, тает, ВЬЮГА, журчит, тёплое, ярче, ХОЛОДНО, набухают, СНЕЖИНКИ, половодье, прилетают, ледоход, МЕТЕЛЬ, солнышко, МОРОЗ, капель, СНЕГОПАД, проталины.

    Назовите признаки весны.

     — После какого времени года наступает весна и какое время года будет после?

     — Назовите весенние месяцы.

    VI. «Клён» (координация речи с движением)

     За окном сосулька тает, ветер тучи рвёт в клочки.

    Разжимает, разжимает клён тугие кулачки.

    Прислонился он к окошку, а едва растает снег,

    Мне зелёную ладошку клён протянет раньше всех.

    VII.     Словарь и словообразование:

    Хлопните, если услышите слово, относящиеся к ВЕСНЕ:

    -  Листопад, солнышко, заморозки, дождь, капель, вьюга, половодье, снежинки, проталины, ледоход  – СЛОВА ПРЕДМЕТЫ!

    - Тёплое, морозное, ранняя, яркое, солнечный, снежный – СЛОВА ПРИЗНАКИ! - Кружиться, пригревает, собирают, тает, журчит, набухают, прилетают, – СЛОВА ДЕЙСТВИЯ!

    - ВЕСНА (КАКАЯ?) – ранняя, тёплая, долгожданная…

    - СОЛНЦЕ ВЕСНОЙ (КАКОЕ?)…

    - ПОЧКИ ВЕСНОЙ (КАКИЕ?)…

    - ЛИСТЬЯ ВЕСНОЙ (КАКИЕ?)…

    - ВЕСНОЙ ЛИСТЬЯ на деревьях (ЧТО ДЕЛАЮТ?) - (распускаются, зеленеют…)

    -ВЕСНОЙ  ДОЖДЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) - (капает, моросит, стучит по крышам, льёт…)

    - ВЕСНОЙ СОЛНЦЕ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – (греет, припекает, ласкает, согревает…)

    - РУЧЬИ ВЕСНОЙ (ЧТО ДЕЛАЮТ?)…

    - ВЕСНОЙ ПТИЦЫ (ЧТО ДЕЛАЮТ?)…

    ВЕСНОЙ ФЕРМЕРЫ (ЧТО ДЕЛАЮТ?)…

    - пасмурно, дождливо,  холодно, рано, ярко, ветрено, хмуро - НАРЕЧИЯ.

    - холодный-тёплый, ранний-поздний, пасмурный-солнечный, яркий-тусклый, чистый-грязный (снег) – АНТОНИМЫ!

    СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

    - яркое - ярко, тёплый - теплее…

    - зелёный-зеленеть…

    - теплота-тёплый, клён-кленовый

    - день с солнцем-солнечный…

    - ледоход, первоцветы – СЛОЖНОЕ СЛОВО

    РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:

    - лес, цветы, деревья, лист

    МНОГОЗНАЧНОСТЬ – ОМОНИМЫ:

    - лист

     

    VIII.    Грамматический строй:

    ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО:

    Существительные; существительные + прилагательные: ветка, дерево, птица, весенний дождь, тёплый день…

    СЧЁТ:

    Сущ.; сущ. + прилагательное: листик, дерево, птица, весенний ледоход…

    ЛАСКОВО: лист, ветка, дерево, трава, птица, дождь, цветок, облако, солнце.

    IX.       Закончи предложения:

    - Зимой на улице холодно, а весной…

    - Осенью листья жёлтые, а весной…

    - Зимой дети одеваются тепло, а весной…

    - Осенью солнце тусклое, а …

    - Зимой день короткий, а…

    - Зимой тучки ходят низко, а…

    - Осенью птицы улетают на юг, а…

    - Зимой земля спит, а…

    X. Итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

    В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

    Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря для детей с ОНР

    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря  для детей с ОНРТема: ВеснаЦель: Уточнить и расширить знания детей по данной теме, расшири...