Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по формированию лексико - грамматических категорий по теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лексическая тема: "Транспорт. Правила дорожного движения"

Тема: " Путешествие в Солнечный город"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 8 «Ладушки»

Конспект открытого занятия на районном методическом объединении в старшей группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи.

Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

Тема: «Путешествие в Солнечный город»

Провела: учитель – логопед

 Н. В. Ушакова

Луховицы 2016г.

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи.

Лексическая тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Путешествие в Солнечный город».

Области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: обобщать представление детей о разных видах транспорта и безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
  • Упражнять в умении различать виды транспорта;
  • Практическое употребление в речи существительных в родительном падеже;
  • Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок;
  • Закреплять умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзом чтобы;
  • Закреплять умение детей использовать картинки – символы при определении вида транспорта;
  • Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой;

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать умение различать неречевые звуки;
  • Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
  • Развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики;
  • Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
  • Развивать зрительно – пространственное воображение;
  • Развивать психические процессы.

Коррекционно – воспитательные:

  • Воспитывать «юного пешехода», понимания ответственности за свою безопасность и безопасность других;
  • Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки;
  • Воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: ИКТ, картинки с транспортом (наземный, воздушный, водный); карточки-символы, обозначающие принадлежность к тому или иному виду транспорта; 4 – е мольберта; сигналы светофора (красный, жёлтый, зелёный); аэрофломастеры; трафареты.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме транспорт, правила дорожного движения;
  • Изучение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети» и тд.
  • Чтение художественного произведения Г. Цыферова «Паровозик»;
  • Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Зай и Чик»,

           Смешарики «Азбука безопасности»;      

  • Выполнение на занятиях физкультминуток, пальчиковых игр по теме;
  • Подвижные игры: «Светофор», «Самолёты», «Поезд»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик и пешеход»
  • Изготовление книжек – малышек по теме;
  • Изготовление транспорта из бросового материала;
  • Занятие для родителей по ПДД «Школа пешеходных наук;
  • Развлечение на тему: «Внимание! Улица!»
  • Экскурсия в парк имени Воробьёва.

Ход ООД:

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Проходите на ковёр и встаньте в круг. Чтобы наше настроение улучшилось, улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Логопед: Ребята, давайте представим, что мы с вами отправляемся на прогулку по улицам нашего города. Назовите улицы нашего города? (дети называют 3 – 4 улицы)

Закройте глаза и представьте, что мы гуляем по городу.

Дети закрывают глаза.

Логопед: Откройте глаза. Когда мы гуляем по городу, то слышим разные звуки. Какие звуки мы услышим сегодня, сейчас узнаем. Слушайте внимательно.

  1. Звук едущих машин.

Логопед: Что вы слышите? (ответы детей)

  1. Звук летящего самолёта.

Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)

  1. Звук скорой помощи.

Логопед: Что вы слышите сейчас? (ответы детей)

  1. Звук проходящего поезда.

Логопед: А теперь что вы слышите? (ответы детей)

Логопед: Молодцы!

Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Почтальон: Ребята, вы из детского сада «Ладушки»?

Дети и Логопед: Да.

Логопед: А вы кто?

Почтальон: Вы меня не узнали?

Дети: Почтальон.

Почтальон: Как хорошо, что я вас встретил. Я направлялся в ваш детский сад, чтоб доставить видео - письмо. Получите, распишитесь. До свиданья.

Дети: До свиданья.

Почтальон отдаёт диск, педагог расписывается и почтальон уходит.

Логопед: Проходите на свои места, будем смотреть видео – письмо.

Логопед: Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой, всё внимание на экран.

Включается видео – письмо. На экране появляются слайды, а логопед в это время читает письмо.

1слайд.

Логопед: Ребята, вы догадались от кого письмо?

Дети: От Незнайки.

Логопед: Слушайте внимательно.

2 слайд.

Дорогие ребята, пишет вам Незнайка.

3 слайд.

Я живу в «Солнечном городе». В нашем городе много различного транспорта.

4 слайд.

Мой друг Знайка придумывает его, а Винтик и Шпунтик собирают транспорт своими руками.

5 слайд.

Транспорт у нас разнообразный, удобный, яркий, современный.

6 слайд.

Он нам очень нравится, и мы с друзьями очень часто на нём катаемся, плаваем и летаем.

7 слайд.

 Но правила движения совсем не знали и транспорт наш чудесный весь переломали.

8 слайд.

Помогите, пожалуйста, нам починить транспорт и выучить правила дорожного движения. Верните в наш «Солнечный город» хорошее настроение.

Логопед: Ребята, надо помочь Незнайке и жителям «Солнечного города» вернуть хорошее настроение. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (ответы детей).

Логопед: Давайте покажем, как мы умеем чинить транспорт.

Пальчиковая гимнастика.

Будем транспорт мы лечить.               Трут ладошки друг о дружку;

Будем транспорт мы чинить.               Сжимают и разжимают ладони;

В руки взяли молоток,                         Изображают, что берут «молоток»;

Постучали: «Тук, да, ток».                   Стучат воображаемым молотком;

Мы колёса прикрутили,                     Вращательные движения кулаками;

Окна щётками помыли,                       Изображают «дворники»;

Руль крутили влево, вправо,                Изображают, что крутят руль;

Починили всё на славу!                        Сжимают ладони, а большой палец выставляют вверх.

Логопед: Молодцы! Вижу, что все готовы помочь Незнайке. Вы настоящие мастера!

На экране появляются картинки различного транспорта.

Логопед: Назовите транспорт, который летает?

Дети: Самолёт, вертолёт, воздушный шар и тд.

Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?

Дети: Воздушный транспорт.  

Логопедом выставляется картинка – символ воздушного транспорта

Логопед: Правильно. Назовите транспорт, который передвигается по земле?

Дети: Легковой автомобиль, грузовик, поезд и тд.

Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?

Дети: Наземный транспорт.

Логопедом выставляется картинка – символ наземного транспорта

Логопед: Молодцы! Назовите транспорт, который передвигается по воде?

Дети: Корабль, лодка, пароход и тд.

Логопед: Как назвать одним словом этот транспорт?

Дети: Водный транспорт.

Логопедом выставляется картинка – символ водного транспорта

Логопед: Молодцы! У вас на столах лежат картинки, с изображением транспорта. Посмотрите на них внимательно. Покажите водный транспорт.

Дети, у кого картинки с водным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Прикрепите свои картинки  под символом водного транспорта.

Дети прикрепляют картинки.

Логопед: Что у тебя?

Ребёнок: У меня ….

Логопед: Какой у тебя вид транспорта?

Ребёнок: У меня водный вид транспорта.

Логопед: Покажите наземный транспорт.

Дети, у кого картинки с наземным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Прикрепите его под символом наземного транспорта.

Дети прикрепляют картинки.

Логопед: Покажите воздушный транспорт.

Дети, у кого картинки с воздушным транспортом поднимают их вверх.

Логопед: Прикрепите его под символом воздушного транспорта.

Логопед: Молодцы! Ребята, я предлагаю отправиться в «Солнечный город», чтобы помочь его жителям. Отправимся мы туда на автобусе. Проходите на посадку.

Дети строятся парами друг за другом.

Логопед: Ребята, кто управляет автобусом?

Дети: Автобусом управляет водитель.

Логопед: Что нужно водителю, чтобы управлять автобусом?

Дети: Водителю нужны: руль, коробка передач, права.

Логопед: У меня есть права, значит, я могу управлять автобусом. Пристигните ремни, мы отправляемся в путь.

Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть,

И короткие частицы к слову «ехать» добавлять.

Игра «Закончи предложение» (усвоение глагола «ехать» с различными приставками).

Логопед: Ехали мы, ехали, до горки... (доехали),
                 На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше... (поехали).
                 Ехали мы, ехали и до ямы... (доехали),
                 Яму мы... (объехали) и дальше... (поехали).
                 Ехали мы, ехали, до речки... (доехали),
                 Через мост... (переехали) и дальше... (поехали).

                 Ехали мы, ехали, до города... (доехали),
                 В ворота... (заехали), вот  мы и... (приехали).

Логопед: Молодцы, ребята! Мы приехали в «Солнечный город». А куда же дальше ехать? (растерянный вид). Посмотрите светофоры в городе все сломаны. Ребята, для чего нужны светофоры?

Дети: Светофоры нужны, чтобы правильно переходить дорогу. Светофоры нужны, чтобы не было аварий.

Логопед: Какие сигналы светофора вы знаете?

Дети: Красный – стой, жёлтый – приготовься, зелёный – иди.

Логопед: Молодцы! Всё правильно сказали. Давайте разделимся на ремонтные бригады и починим светофоры. Встаньте тройками.

Дети делятся на тройки.

Логопед: Ваша ремонтная бригада отправляется ремонтировать светофор у больницы. Ваша бригада отправляется к школе. Ваша бригада будет чинить светофор у мастерской. Ну а ваша бригада отправляется ремонтировать светофор у детского сада.

Дети (бригады) расходятся по местам.

Логопед: Чтобы починить светофоры надо правильно расположить сигналы. Приступайте к работе.

Логопед оказывает индивидуальную помощь детям, у которых возникли проблемы с выполнением задания. Ведётся диалог с детьми.

Логопед: Молодцы, ребята, все справились с заданием. Светофоры отремонтировали, теперь надо починить транспорт. Где можно починить транспорт?

Дети: Транспорт можно починить в автомастерской, гараже, автосервисе.

Логопед: Правильно. Вот и мастерская (логопед показывает мастерскую). Проходите и занимайте места.

Дети проходят за столы.

Логопед: Каждый из вас будет ремонтировать свой вид транспорта «волшебными» фломастерами.

Логопед: Даша, что ты будешь ремонтировать?

Ребёнок: Я буду ремонтировать колесо у машины.

Логопед спрашивает 3 – 4 детей.

Логопед: Прежде чем приступить к ремонту, давайте вспомним правила работы с аэрофломастерами.

Инструкция: Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, возьмите «волшебные» фломастеры. Делаем вдох через нос и плавный выдох на счёт три – четыре через рот. Приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей.

Логопед: Молодцы ребята, починили весь транспорт, светофоры. Посмотрите на экран, нам пришло сообщение от жителей «Солнечного города».

На экране появляются жители «Солнечного города» и надпись «СПАСИБО!»

Логопед: Ребята, Незнайка и жители «Солнечного города» вас благодарят за то, что вы починили их транспорт.

Логопед: Давайте повторим наш девиз.

Все вместе: Дорожные правила, кто соблюдает,

                      Тот в беду не попадает!

Логопед: Молодцы! Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Дети закрывают глаза и считают до пяти.

Логопед: Откройте глаза. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад. На этом наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».

Конспект нод включает в себя нетрадиционные здоровьесберегающие технологии (мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, логоритмика, прищепкотерапия), осуществляет  работу по профилактики оптичес...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе с использованием ИКТ. Тема: Методы работы по формированию слоговой структуры слова. Весна.

Занятие в старшей логопедической группе по работе над формированием слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха с использованием валеологического приветствия, ритмомодуля, логоритмик...

Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики

Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....

Конспект в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Безопасная дорога»

Коррекционно-образовательные цели. Цель: Совершенствовать знания детей о правилах безопасного поведения на улице.Задачи:Коррекционно-образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме.- Форм...

Конспект в подготовительной к школе логопедической группе по развитию лексико - грамматических категорий по теме «Профессии»

Цель: Совершенствовать знания детей о профессиях.Задачи занятия:Образовательная:• Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме, закреплять умение правильно использоват...

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе Тема "Транспорт" (обобщение)

Формирование лексико-грамматических категирий по теме "Транспорт"...

Конспект группового занятия с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа настоящих космонавтов»

В конспекте занятия  представлены игры и упражнения по расширению и активизации словаря по теме: «Космос», совершенствованию грамматического строя речи; совершенствованию на...