Конспект группового занятия с детьми подготовительной группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи на тему: «Школа настоящих космонавтов»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В конспекте занятия  представлены игры и упражнения по расширению и активизации словаря по теме: «Космос», совершенствованию грамматического строя речи; совершенствованию навыков звукового и слогового  анализа слов, навыков чтения коротких слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с детьми подготовительной группы

по развитию лексико-грамматических категорий  и связной речи на тему: «Школа настоящих космонавтов»

Задачи:

- коррекционно-образовательные:

уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Космос»;

совершенствование грамматического строя речи;

совершенствование навыков звукового и слогового  анализа слов, навыков чтения коротких слов;

- коррекционно-развивающие:

развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мыслительной деятельности;  тонкой моторики, координации речи с движением;

- коррекционно-воспитательные:

 вызывать желание у детей исследовать и изучать космос; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, проектор, экран, ноутбук, презентация «Космос», игра «Расставь планеты», карточки с буквами, тюбики паст, эмблемы (по количеству детей).

Предварительная работа. Беседа о космосе, чтение стихотворений о космосе, чтение глав из книги А.Леонова «Выхожу в космос». Просмотр слайдов с изображениями космоса и космических объектов. Разучивание  физминутки  «На луне жил звездочет». Разучивание стихов о космосе.

                                                 Ход  занятия:

  1. Оргмомент.

Логопед: ребята,  космонавты должны отправляться в космос в хорошем настроении, давайте, и мы создадим друг другу  хорошее настроение.

  • Игра «Передай хорошее настроение»

  1. Введение в тему.

Логопед: ребята, сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Сегодня мы отправляемся в школу настоящих космонавтов.  Вы хотите стать космонавтом? Тогда эта школа для вас. Нам с вами необходимо выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» и вручить памятные эмблемы. Согласны? Тогда вперед!

  1. Основная часть.

Логопед: итак, в первую очередь, настоящий космонавт должен быть очень внимательным, сообразительным, умным, иначе он не сможет полететь в космос, поэтому я предлагаю вам разгадать необычный кроссворд. Чтобы отгадать ключевое слово надо глядя на картинку на экране назвать нужный по счету звук (космос).

  • Кроссворд «Космос»

Логопед:  как вы думаете, хорошо ли космонавт должен знать космос? Конечно же, должен знать очень хорошо. Поэтому мне придется задать вам ряд вопросов, чтобы проверить ваши знания.

         - Назовите дату первого полета в космос?

         - Кто из людей первый полетел в  космос?

         - Какие животные побывали в космосе?

         - Как назывался первый космический корабль?

         - Что надевают космонавты, выходя в космос?

         - Кто изучает звезды?

         - Самая большая звезда?

         - Какая планета дальше всех от солнца?

Логопед: Отлично! Как оказалось вы все владеете достаточным количеством знаний для полета в космос! Космонавт, конечно же, должен быть грамотным, уметь читать  и знать все планеты.

  • Дидактическое упражнение «Зачеркни буквы и  составь слово»

На столах лежат карточки с буквами, надо зачеркнуть одинаковые буквы и получить название планы. (Дети выполняют задание)

Логопед: великолепно! Вы все очень сообразительные, совсем как настоящие космонавты!

  1. Координация речи с движением «На Луне жил Звездочёт»

Вы, наверное утомились? Даже настоящим космонавтам нужен отдых! Давайте встанем и немножечко разомнемся! Помните нашу считалочку про звездочета? Давайте её расскажем и покажем.

На луне жил звездочёт —                             («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                                   (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                          (Описать круг руками)

Венера - два-с,                                               (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,                     (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,              (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,                 (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,                (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                           (Развести руки в стороны)

  • Игра «Космический завтрак»

Логопед: здорово! Вы и физически очень крепкие и сильные ребята! А теперь ребята можно немного и подкрепиться «космический завтрак» – в тюбиках.  На первом тюбике нарисовано одно деление, на втором два, на третьем – три, четвертый- четыре - эти деления обозначают количество слогов в слове.

Логопед называет продукты питания и блюда, а дети угадывают, в каком тюбике это блюдо могло бы быть по количеству слогов в слове. (Дети расставляют картинки)

Так,  «сок»  будет в тюбике с одним делением, «вода» – с двумя, а «лимонад» – с тремя.

  1. Развитие лексико – грамматического строя речи

      Логопед:  здорово! Вы набрались сил, а теперь мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот»

  • Игра «Скажи наоборот»
  1. далекая планета – близкая …
  2. включить мотор – выключить…
  3. высокая ракета – низкая…
  4. темная ночь – светлый…
  5. яркая звезда  - тусклая…
  6. тесный скафандр – свободный …
  7. улетать – прилетать…
  8. взлетать – приземлятся…
  9. подниматься – опускаться…
  • Дидактическое упражнение «Подружи слова в предложении»

Логопед: ребята, слова в предложении поссорились, давайте их подружим.

Дети составляют из слов предложения и выкладывают схемы предложений.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Космонавт, в, летать, космос.

Отлично ребята вы справились и с этим заданием.

  1. Развитие связной
  • Игра «Расставь планеты»

Логопед: космонавты проводят много времени в космосе, они  изучают и высаживаются на разные планеты. Они должны знать их особенности. И следующее задание «Опиши планету». Надо  поставить планету на свою орбиту  и описать её.

   Логопед: вы быстро и правильно справились с этим самым сложным заданием.

           

  1. Итог.

Логопед: ребята, какие задания мы с вами выполняли? Что было для вас интересным? Что вам понравилось делать больше всего? Теперь я вижу, что никаких препятствий нет, чтобы присвоить вам звания настоящих космонавтов. Все работами Отлично, поэтому я вручаю вам эмблемы «Космические войска», говорящие о том, что вы – настоящие космонавты и можете лететь в космос. Расскажите дома родителям о том, в какой школе вы сегодня побывали!  

А на прощание давайте расскажем гостям стихотворение о космонавтах.

  • Стихотворение «В темном небе звезды светят»

А теперь мы предлагаем вам послушать песню «Межпланетный круизёр»

 


Тема «Космос»

На луне жил звездочёт —                             («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт:                                   (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз,                                           (Описать круг руками)

Венера - два-с,                                                (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс,                     (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,              (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун,                 (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон,                (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон!                           ( Развести руки в стороны)

Задание: «Скажи на оборот»

  1. включить мотор – выключить…
  2. высокая ракета – низкая…
  3. темная ночь – светлый…
  4. яркая звезда  - тусклая…
  5. тесный скафандр – свободный …
  6. улетать – прилетать…
  7. взлетать – приземлятся…
  8. подниматься – опускаться…
  9. далекая планета – близкая …

        Задание: составление предложений и схем.

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Космонавт, в, летать, космос.

Отлично ребята вы справились и с этим заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».

Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание,    подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».

уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...