Открытое интегрированное логопедическое занятие для детей старшей группы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «К нам весна шагает…»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Макаренко Елена Сергеевна

Уточнение и расширение знаний детей о времени года "весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_nam_vesna_shagaet.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники Московской области

Открытое интегрированное логопедическое занятие

для детей старшей группы

по развитию лексико-грамматических категорий

и связной речи

«К нам весна шагает…»

Подготовили и провели:

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Макаренко Елена Сергеевна

                                                  Воспитатель логопедической группы

высшей квалификационной категории

Оганисян Рипсиме Рафиковна

02 марта 2017 г.

Цель: уточнение и расширение знаний детей о времени года весна.

Задачи:

Коррекционно-образовательные

уточнить названия весенних месяцев и характерные признаки ранней весны;

познакомить детей со старинными названиями месяца «март» - зимобор, протальник, капельник -  и с поговорками про первый весенний месяц;

продолжить работу по дифференциации звуков С-Ш;

закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, существительные множественного числа;

учить составлять предложения  о весне по серии слайдов; активизировать словарный запас детей  по данной теме;

Коррекционно-развивающие

развивать произвольное внимание и память, словесно-логическое мышление, творческие способности;

Коррекционно-воспитательные

развивать художественно-эстетический  вкус и чувство прекрасного;

воспитывать интерес к занятиям и развивать коммуникативные навыки;

Здоровьесберегающие

развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, выразительность речи, движений  в ходе исполнения фольклорных произведений (закличка, потешка) и пальцевого игротренинга.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция деятельности специалистов и педагогов: учитель-логопед, воспитатель.

Оборудование: кукла-Незнайка, телевизор, флеш-карта со слайдами «Приметы весны», записи музыкального сопровождения заклички, потешки, элементы костюмов, солнышко.

Предварительная работа: беседа по предметным и сюжетным картинкам о  весенних изменениях в природе, чтение стихов о весне, разучивание заклички «Солнышко» и потешки «Тень-тень-потетень».

Ход занятия

  1. Организационный момент и введение в тему.

Дидактическое упражнение для развития мышления «Отгадай загадку».

Дети сидят на банкетках в игровой зоне.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной)

Как же понять -  наступила весна или нет?

II. Основная часть.

1. Исполнение заклички «Солнышко, солнышко…» под музыку, сопровождение речи движениями.

Раздается стук. Появляется гость – Незнайка.

- Ребята, вы узнали,  кто к нам пришел? Здравствуй, Незнайка! Молчит. Я, кажется, догадалась,  почему он молчит. Незнайка стесняется говорить, потому что он ничего не знает.

Незнайка тоже никак не поймет, какое же сейчас время года – зима или весна? Как мы можем помочь Незнайке?

- Что-то у нас облачно, пасмурно.  Ребята, а что нужно, для того, чтобы наступила Весна? Нужно, чтобы солнышко светило ярче и пригревало землю. Позовем солнышко?

Дети поют закличку в музыкальном сопровождении – зазывают солнышко:

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко, покажись! 
Красное, снарядись! 
Поскорей, не робей, 
Нас ребят обогрей! 

2. Дифференциация звуков «С-Ш»

- Незнайка  тоже  очень нравится эта  песенка-закличка, но он стесняется её петь, потому что у него никак не получается  правильно сказать слово «солнышко». У него то получается «солныско» это правильно? (нет), то «шолнышко» – а это верно? (нет). Как же быть?

(Незнайке нужно помочь и научить его произносить слово правильно).

Да и вам потренироваться не помешает.

  1. Дидактическое упражнение «Хлопни-топни»

 «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш], топни, если услышишь звук [С]»:

ш, с, с, ш...; ша, са, со...; аш, ас...; шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш, собака, шуба...

  1. Повторение и показ артикуляции звуков» «С», «Ш».

Артикуляция звука [С]:

губки в улыбке;

зубки сближены;

широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; показ рукой.

холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);

горлышко «молчит».

Артикуляция звука [Ш]:

губки округлены и слегка вытянуты вперед;

широкий язычок наверху, образует «чашечку»; показ рукой.

теплая воздушная струя идет по центру язычка;

горлышко «молчит».

2.3. Индивидуальное называние словосочетания с сопровождающим движением руки.

Какое наше солнышко? Яркое, желтое, весёлое, доброе, ласковое, теплое солнышко.

3. Развитие слухового внимания и понимания значения слов. Дидактическое игровое упражнение «Зима-весна».

- Ребята, предлагаю поиграть в  разные игры со словами о весне и заодно всё Незнайке объяснить. (Логопед называет слова. Если дети слышат слово с весенней приметой, то они говорят – весна, если с зимней приметой – зима): вьюга, проталина, снежинки, ручьи, метель, снегопад, ледоход, подснежники, капель.

4.Формирование грамматического строя речи.

  1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Дидактическое упражнение «Скажи ласково»

У весны много друзей. Давайте назовём их ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (ветер, трава, проталина, птицы, почки, ручей, цветы)

  1. Образование существительных множественного числа. Дидактическое упражнение «Скажи чего много»:

(Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова во множественном числе).

сосулька - …, почка - …, ручей — ..., проталина — ... , птица - …, цветок –…

5. Интерактивная игра для  родителей «Хитрые вопросы».

А сейчас на вопросы попрошу ответить родителей.

Ребята, вы слушайте и поправляйте, если заметите ошибку.

Чтобы ответить на них нужно внимательно подумать:
- Чего больше - весенних или зимних месяцев?
- Чего больше – весенних месяцев или весенних дней?
- Чего больше – времён года или весенних месяцев?

6. Развитие связной речи. Составление предложений по слайдам «Приметы весны».

Весной природа оживает, и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной солнышко ярче светит, греет, припекает.
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сосульки таят, с них капает вода. Это называется капель.
Весной на лесных полянках…(появляются, расцветают)

Весной на лесных полянках  появляются проталины и расцветают первые цветы – подснежники.
Весной снег ручьи… (тает и бегут, журчат, звенят…)

Весной снег тает и бегут ручьи.
Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной лёд на реке ломается,  и начинается ледоход.
Весной на деревьях … (набухают, лопаются…)

Весной на деревьях  набухают почки.
Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной перелётные птицы прилетают из теплых стран.
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной птицы вьют гнёзда.
Весной животные… (просыпаются, меняют цвет…)
Весной просыпаются животные – медведи, ежи, а зайцы и белки меняют цвет.

7. Расширение знаний и активизация словарного запаса детей по теме «Весна».

Все эти явления происходят ранней  весной, а точнее в первый месяц весны -  как называется первый месяц весны? - март.

Раньше на Руси использовались другие названия месяцев, которые рассказывали про  «характер» месяца: 

Например, март – зимобор. Как вы думаете, почему его так называли?

Зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету,

Поговорка:  март зиму кончает, весну начинает, март — зимобор, с зимой борется.

Март – протальник. Как вы думаете, почему его так называли?

Протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины.

Поговорка:  Мартовское солнце свой след оставит.

Март - капельник. Как вы думаете, почему его так называли?

Капельник - именно в марте солнце начинало ощутимо припекать, слышалась первая капель.

Поговорка:  придет март-капельник — и зима заплачет.

 -  Какие ещё весенние месяцы вы знаете? Апрель, май.

8. Координация речи с движением. Исполнение потешки «Тень-тень-потетень…»

- А не заскучали-ли вы? Какую потешку, про некоторых лесных животных вы знаете?

Вносят скамейку. Часть детей (герои) садятся на  скамейку, остальные ребята встают за ними, имитируя плетень.

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!

Похвалялись блохи:

И у нас неплохи!

Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Похвалялася коза:

Всем повыколю глаза!

III.Подведение итогов.

О каком времени года мы говорили? Мы говорили о весне.

Как вы думаете, Незнайка догадался, что надо знать, чтобы понять пришла к нам весна или нет? Надо знать приметы весны.

Хотите оказаться на лесной весенней полянке и найти свой первоцвет?

        Тогда поднимаемся и начинаем наше перемещение.

Дети проходят за столы.

НОД воспитателя.

Творческая деятельность «Подснежники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грибы Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Цель:- Уточнить знания детей об осени, грибах;Задачи:- Обобщить полученные ранее знания по теме;- Активизировать словарь по данной теме- Развитие связной речи по теме- стимулировать речевую ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...

Логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;Развивать интерес к выполнению заданий;Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом....

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: Загадки Зимушки-зимы

Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей....

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».

уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...