Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе Тема "Транспорт" (обобщение)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мукужанова Татьяна Петровна

Формирование лексико-грамматических категирий по теме "Транспорт"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в старшей логопедической группе

Тема "Транспорт" (обобщение)

Цель: Формирование лексико-грамматических категорий по теме "Транспорт".

Задачи:

1. Активизировать и актуализировать словарь по теме "Транспорт".

2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, образование порядковых числительных).

3. Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

4. Развивать фонематический слух, чувство ритма, память, мышление.

5. Закрепить понятия "высоко"- "низко", "далеко" - "близко".

6. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Картинки с изображением транспорта (самолёт, поезд, велосипед), бумажные самолётики, мяч, раздаточные  картинки вагонов  без колес, карандаши, магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Назвать транспортные средства перебирая "колечки" начиная с большого пальца и указательного.

Например: трамвай - "колечко" большой палец с указательным;

автобус - "колечко" большой палец и средний палец. итд

- Кто называет цепочку транспортных средств, тот садится на стульчик.

Основной этап.

На доске картинки: самолёт, велосипед, поезд.

Выбрать транспортное средство самое быстрое, потом менее быстрое, самое медленное.

Логопед просит детей расставить на доске картинки именно в такой последовательности.

- Сравните, как передвигается  самолёт и поезд. (Ответ: самолёт быстрее поезда. Поезд медленнее самолёта)

- Сравните, как передвигается  поезд и велосипед. \  самолёт - велосипед.

- Скажите, самолёт относится к какому виду транспорта? (воздушному).

Назовите, что есть у самолёта?

Д/И «Четвёртый лишний.

Назовите, что не является частью самолёта.

  • Мотор – крылья – окна – нос

- Как правильно назвать окна в самолёте?( Иллюминаторы)

  • Хвост – иллюминаторы – штурвал – лестница

- Как правильно назвать лестницу у самолёта? (Трап)

  • Трап – колёса – иллюминаторы – штурвал

- Как правильно назвать колёса у самолёта? (Шасси) 

Развитие фонематического слуха.

- Чтобы завести мотор, нужно повторить ряд слогов.

На – но – ны

Пта – пто – пты

Кто – кту – кты

Ква – кво – квы

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Самолёт» - произносить звук Ы межзубно.

- Самолёты к взлёту готовы?

Дети вместе с логопедом «летят» по определённому маршруту.

- Самолёты на посадку!

- Где приземляются самолёты? (На аэродроме)

- Правильно мы сейчас на  аэродроме.

- В аэропорту есть разные самолёты: большие и маленькие.

- Про большие самолёты мы скажем – самолёты, а про маленькие  - ….. (самолётики)

- Выберите себе самолётик. Скажите у кого какой самолётик? (У меня красный самолётик. Итд)

Развитие речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика.

Дети кладут самолётики себе на ладошку, делают вдох носом, потом выдох через рот.

- Вам нужно выдохнуть так, чтобы запустить самолётики .

Упражнение выполняется 2-3 раза.

Затем дети возвращают самолётики в аэропорт.

- Самолёты, возвращаемся на места!

Выполняется упражнение «Самолёт» (см. артикуляционная гимнастика)

Речедвигательные упражнения.

Дети вместе с логопедом рассказывают стихотворение и выполняют движения.

Мы летали высоко,

Мы летали низко,

Мы летали далеко,

Мы летали близко.

Развитие графических навыков.

Переходим ко второму транспортному средству, который менее быстрый – поезд.

- Что есть у поезда? (Электровоз \ локомотив, вагоны)

- Посмотрите, на столах у вас есть картинки.

- Что вы видите на картинке? (вагон без колёс)

- Чего не хватает у вагона?

- Сколько вам нужно нарисовать колёс? (2)

- Сейчас вы должны дорисовать колёса вагону. Рисовать будем одновременно два колеса.

Развитие фонематического слуха. Повторение ритмического рисунка.

Молодцы!

- Послушайте, как стучат колёса.

Логопед отстукивает ритмический рисунок, а дети должны повторить (индивидуально и коллективно)

Образование порядковых числительных.

А теперь прицепляем вагоны и называем, какой ваш вагон по порядку.

Дети прикрепляют свой вагон на доске и выстраиваются друг за другом.

- Я буду электровозом, а вы вагоны.

- Назовите, какой вы вагон по порядку.

Развитие фонематического слуха.

 Д/И «Голубой вагон»

- Наш поезд будет ехать пока звучит музыка. Как только музыка прекратится, поезд останавливается, и первый вагон становится последним.

После каждой остановки дети называют порядковый номер своего вагона.

- К какому виду транспорта относится поезд? (К железнодорожному)

- А велосипед? (наземному)

Развитие общей моторики.

Д/У «Дорога»

Велосипед едет по дороге. Дорога может быть прямой, извилистой, с подъёмом, со спуском.

Дети за логопедом повторяют движения, изображая какая дорога.

Обогащение  словаря .

Д/И «Кто чем управляет?»

Игра проводится с мячом.

Велосипедист управляет - … велосипедом.

Мотоциклист-

Машинист –

Лётчик-

Тракторист –

Крановщик –

Шофёр –

Капитан –

Вертолётчик –

Бульдозерист –

Экскаваторщик –

Закрепление.

- Если мы с вами управляли самолётом, кем мы были?

- А если поездом?

- Велосипедом?

 На каких видах транспорта мы путешествовали?

Итог.

Рефлексия.

- Кому понравилось занятие тот летит на стульчики, а кому занятие не понравилось тот летит на диван.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий старшей-логопедической группы На тему: «Улыбка в подарок»

Тема: «Улыбка в подарок»  Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, развивать в детях умение выражать свое отношение к другим, расширять знание о чувстве радости, умен...

Конспект открытого занятия в логопедической группе «Путешествие в сказочный лес»

Цель: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса по лексической теме "Зима", грамматического строя речи; з...

Конспект физкультурного занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста с фитбол- мячами

Конспект физкультурного занятия в логопедической группе для детей старшего дошкольного возраста  с фитбол- мячамиЗадачи: ...

Открытое занятие в логопедической группе "Профессии"

Представляю Вашему вниманию конспект открытого занятия в логопедической группе по теме "Профессии"....