Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gorod_matematiki.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 272 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

 Советского района г.Казани

Город Математики

/Интеграция взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя

в формировании у детей старшего дошкольного возраста

элементарных математических представлений.

Организованная образовательная деятельность

в старшей логопедической группе по развитию

лексико-грамматических категорий

 с использованием структур Сингапурской методики/

/

Подготовили и провели

учитель - логопед

1 кв. категории

Гатиятова Р.З.

Воспитатель

высшей кв.категории

Замалиева Н.Ш.

Казань, 2018 г

Тема «Город Математики»

Возрастная группа: старшая логопедическая

Тип занятия: интегрированное /развивающая игра-развлечение/

Цель: Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений /эталоны геометрических фигур, порядковый счет/, посредством дидактических игр и игровых заданий.

Коррекционно – образовательные задачи:

  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Весна»;
  • продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные.

учить согласовывать речь с движением.

  • Учить определять и сравнивать формы геометрических фигур в реальных предметах окружающего пространства.
  • Совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда.
  • Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
  • Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, логические операции, сообразительность.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.
  • Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.
  • Развивать умение пространственной ориентировки на плоскости стола и листа бумаги в клетку, чётко следовать инструкции, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.
  • Развивать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве вокруг себя.
  • Развивать мелкую моторику рук, усидчивость.
  • Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.
  • Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно эстетическому труду.
  • Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.
  • Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, чтение сказки «Как геометрические фигуры спорили»; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10», «Время года - Весна»; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости (лист бумаги): «Назови соседей», «Лабиринт», «Геометрический диктант»; разучивание физкультурной минутки,

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы:

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.

Приемы:  вопросы, указания, напоминания, художественное слово, поощрения.

Наглядные средства обучения: Геометрические фигуры, каточки – домики с нарисованными геометр.фигурами и пустыми окошками /дорисуй соседа/, «ключ» - картинка-предмет ключи с изображением разных предметов. /       - солнце, гнездо;        - лужи, облака, почки, проталины;   - -ручеёк, скворечник, ствол дерева;      - сосульки, листочки, капельки/, «ворота с кодовыми замками /геометр.фигуры/», картинки и др, колокольчик, презентация «Город Математики».

Словарная работа: экскурсовод, экскурсия

Ход ООД

Воспитатель и дети: /приветствие/

        Собрались мы вместе в круг-

        Ты мой друг и я твой друг.

        Вместе за руки возьмёмся

        И друг другу улыбнемся.         Дети дарят улыбки друг другу и гостям.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня я предлагаю отправиться Город Математики. Согласны?

Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте мы с вами вспомним:

  • какое сейчас время года?
  • перечислите весенние месяцы?
  • сейчас утро или вечер?
  • сегодня пятница, а завтра?
  • какой твой любимый день недели? Который он по счёту?
  • кто стоит справа от тебя?
  • сколько времён года?
  • чем измеряют время?
  • назови дни недели, начиная с понедельника?

Воспит-ль:  Молодцы, ребята, много вы уже знаете! Эти знания нам пригодятся в нашем путешествии.

Чтобы попасть в Город Математики необходимо произнести  волшебные слова: /Все вместе/

        Реснички опускаются, глазки закрываются,

        Сном волшебным засыпаем, в Город Математики улетаем.

        Раз, два, три, четыре, пять, смотрим глазками опять.

А теперь оглядимся вокруг. Мы в Городе Математики. /Презентация/. Ой. А кто это нас встречает?

Логопед:  Доброе утро! Меня зовут Р.З. и сегодня я буду вашим экскурсоводом по Городу Математики. А вы знаете кто такой экскурсовод, что он делает? /ответы детей/. Я расскажу и покажу вам, мы с вами побываем на разных улицах нашего красивого Города Математики. Согласны?

- А вот и первая улица. На этой улице живут  , а вот кто живёт вы догадаетесь, когда откроете этот конверт.

Воспит-ль:  Ребята, посмотрим, что в конверте? Игра «Кто быстрее назовёт, тот может двигаться вперёд». /Н.Ш.достаёт из конверта по одной геометр.фигуре и дети называют/.

Воспит-ль:  Молодцы, ребята! Это геометрические фигуры. Они большие озорники и очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Согласны?

Давайте пройдём за столы и присядем. Ребята, посмотрите, на столах перед вами карточки – домики. В этих домиках живут геометрические фигуры. Посмотрите внимательно, все ли геометр.фигуры живут на каждом этаже? Дорисуйте, какой фигуры не хватает. /Дети в пустых клетках дорисовывают геом.фигуры/.

        А сейчас поменяйтесь домиками с партнёром /другом/ по плечу и проверьте друг у друга, правильно ли выполнили задание. /2 – 3 ребенка отвечают. Даша, что нарисовал твой партнёр?/

Молодцы! Все фигуры заселены в домики.

Логопед:  Ребята, я предлагаю вам дальше отправиться в путь по Городу Математики. Посмотрите, у вас на столах лежат  карточки – ключи с изображением разных предметов. /

       - солнце, гнездо;          - лужи, облака, почки, проталины;   - -ручеёк, скворечник, ствол дерева;      - сосульки, листочки, капельки/ Чтобы попасть на следующую улицу Города Математики, нам с вами надо пройти через ворота, на которых есть кодовые замки – геометр.фигуры. Вот они посмотрите. А сейчас выберите по одной карточке – ключу и подойдите к тем воротам, к тому замку, который похож на ваш предмет, который изображён на карточке – ключе.

Дети распределяются по углам /Конэрс/

        - Кто желает рассказать, почему он выбрал этот ключ - карточку. /2 – 3 ребенка отвечают/

        - А теперь найдите себе друга не из своего угла, не из своей команды. Дети находят пару /Рэйли Робинс/

        Определите в своей паре, у кого светлее волосы. И первыми в своей паре начинают рассказывать тот, у кого они светлее. А рассказать он должен, почему выбрал именно этот ключ – карточку. Рассказывать начинаем, когда услышите сигнал колокольчика. Дети рассказывают./ Опрос детей. А сейчас рассказывают те дети, у которых волосы темнее.

- Кто хочет рассказать, что вам рассказал ваш друг? /2 – 3 ребенка/

- Ооооттлиично!!!

Дети раскладывают ключи - карточки у ворот.

        Логопед:  Ребята, посмотрите пожалуйста на ваши ключи – карточки, что их всех вместе объединяет? Правильно, весна! И в Городе Математики тоже наступила весна. Давайте вместе с вами вспомним приметы весны. /Солнце греет, припекает, сосульки тают, капельки капают, набухают почки, появляются проталины, облака плывут, деревья оживают, птицы вьют гнёзда, бегут, текут, журчат ручейки, из почек появляются листочки, люди строят для птиц скворечники/.

        Правильно, молодцы! А ещё весной в лесу после зимнего сна просыпаются звери. Вот и к нам из весеннего леса прикатился Ёжик и хочет с нами поиграть.

Сказка про Ёжика с мячиками Су-джок

Воспит-ль:  Молодцы, ребята! Ёжику очень понравилось играть с нами. И он предлагает /хочет/ поиграть в игру «Скажи наоборот» / Противоположности/

        Я бросаю каждому из вас мяч и называю слово, а вы кидаете мяч мне обратно и называете противоположное слово.

        длинный – короткий                далеко – близко

        узкий – широкий                        высоко – низко

        большой - маленький                много – мало

        высокий – низкий                больше – меньше

        тяжёлый – лёгкий                один – много

        толстый – тонкий                вперёд – назад

Логопед:  - Молодцы, ребята! Очень хорошо поиграли. Но нам пора продолжить экскурсию по Городу Математики. А продолжим мы её не просто, а забавно.

        Попрыгайте, потопайте, ручками похлопайте

        Фигуры дружно сосчитайте и движение продолжайте.

  • Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков.
  • Мы присядем столько раз, сколько ромбиков у нас.
  • Сколько раз ударю в бубен, столько раз мы хлопать будем.

 - Вот так весело и забавно мы с вами оказались на улице, на которой живут Цифры. Но посмотрите, что – то с цифрами приключилось.

                Случай странный, случай редкий

                Цифры в ссоре, вот те на!

                Со своей стоять соседкой, не желает ни одна!

                Нужно цифры помирить и их строй восстановить.

Воспит-ль:  Ребята, нам нужно вместе числовой ряд восстановить. Давайте пройдём за столы и присядем. Посмотрите, на столах перед вами карточки - числовой ряд. Но не все числа на своих местах, некоторые куда – то убежали. Дорисуйте /допишите/ какого числа нет в вашем числовом ряду.

/Дети дописывают и называю./

- Камиля, назови нам, какое число у тебя убежало и  кто его соседи? /3 – 4 ответа/.

Молодцы, ребята, справились с заданием. И числа хотят с вами поиграть. Согласны? Как только зазвучит музыка, вы будете двигаться, танцевать, смешиваться. Музыка отключается, вы останавливаетесь, слушаете задание и встаёте по группам. Внимание, начинаем! /Музыка играет, останавливается/.

   - К двум прибавить два. Будет четыре. /Дети встают по 4 человека./

   - Почему вы встали по 4? /Дети отвеч-т: Потому что 2+2 будет 4./ Молодцы!

/Музыка играет, останавливается/.

   - Четыре минус один. Будет три. /Дети встают по 3 человека./

   - Почему вы встали по 3? /Дети отвеч-т: Потому что 4-1 будет 3./ Молодцы!

Воспит-ль: - Ребята, посмотрите, у меня 4 обруча разного цвета /красный, жёлтый, зелёный, синий/. В каждом обруче цифра. Ваша задача – собрать в обруч столько же предметов, как и цифра. Будьте внимательны, обратите внимание на цвет обруча, такого же цвета должны быть ваши предметы, которые вы выберете вот из этих корзин. Команда, которая первой выполнит задание, хлопает в ладоши.

/Дети выбирают из 4 корзинок предметы определённого цвета и по количеству/.

   - Сколько предметов вы собрали? /Дети отвеч-т: У нас 7 синих предметов/. Назовите, что у вас, какие предметы?   /Дети называют предметы и соотносят по цвету: синий кубик, синяя кастрюля, синие часы и др./         Складывают в корзинки.

Логопед: - Молодцы, ребята! Отлично справились с заданиями и поиграли с жителями Улицы Цифр. И нам пора продолжить экскурсию по Городу Математики. А продолжим мы её, танцуя на площади Логических задач. 

   Сейчас мы с вами будем танцевать. Как только музыка отключается, те дети, до которых я дотронулась, образуют внутренний круг, а все остальные встанут во внешний круг.

        - А теперь дети повернитесь к своему новому другу лицом и обнимите его. Это ваш новый друг. Ребята, а вы хотите рассказать своему новому другу о вашем ключе - картинке? Начинают те дети, кто выше ростом. И рассказать вы должны – какой формы ваш предмет и какие ещё предметы бывают такой же формы.

 Игра «Назови предмет и форму» /2 – 3 ребенка отвечают/

/У меня круглое солнце.

Круглым бывает: арбуз, тарелка, часы, зеркало, медаль, мяч, шарик, магнит. Овальным бывает: зеркало, шишка, облако, лужа, окно, шарик, озеро.

Треугольным: линейка, ёлка, флажок, крыша, морковь, платок, сосулька, капля.

Прямоугольным: дом, шоколадка, пенал, письмо, чемодан, картина, кирпич, шкатулка

- Кто хочет рассказать, что вам рассказал ваш друг? /2 – 3 ребенка/

- Ооооттлиично!!!

А теперь повернитесь налево, поздоровайтесь правыми плечиками и послушайте задачку: 5 цветочков у Наташи.

        И ещё 2 дал ей Саша.

        Кто тут сможет посчитать,

        Сколько будет 2+5?

   - Правильно, молодцы, 7 цветочков у Наташи. Ребята, а какие цветы расцветают самыми первыми? /Подснежники/ Верно, давайте мы прохлопаем это слово и узнаем сколько в нем частей, сколько слогов? /Дети прохлопывают слово. 4 слога/.

   А теперь, сделайте столько шагов. /Дети делают 4 шага/. Повернитесь лицом друг к другу, это ваш новый друг, поприветствуйте его, дайте «пять». Ребята, а вы хотите рассказать своему новому другу о вашем ключе - картинке? Начинают те дети, у кого больше ладошка. Вы должны придумать красивое предложение о своём предмете. –  /2 – 3 ребенка отвечают/

   - Кто хочет рассказать, что вам рассказал ваш друг? /2 – 3 ребенка/

   - Ооооттлиично!!!

   А сейчас давайте вместе сделаем пальчиковую гимнастику «Пришла весна!»

        Логопед:  Молодцы, ребята! Вы правы, вот и в Город Математики тоже пришла, наступила весна! И на сегодня наша с вами экскурсия подошла к концу. Ребята, мы с вами знаем, что из любого путешествия, из любой поездки мы привозим сувениры, в память о том месте, где мы были. Вот и сегодня, я хочу вам подарить маленькие сувенирчики на память о нашей экскурсии по Городу Математики. /Дети получают сувениры – коробочки разных геометрических форм с сюрпризом/. До свидания, до новых встреч!

        Воспит-ль: - Ребята, пришла пора и нам возвращаться в свой большой, красивый город, в свой детский сад. Чтобы попасть в детский сад мы должны произнести волшебные слова: /Все вместе/

        Реснички опускаются, глазки закрываются,

        Сном волшебным засыпаем, в детский садик улетаем.

        Раз, два, три, четыре, пять, смотрим глазками опять.

        Вот мы с вами и вернулись в наш любимый и большой детский садик. Ребята, где мы с вами были? Что делали? Чем понравилась экскурсия?

Вы сегодня все были умниками и умничками и играли на Ооолииично!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .

В процессе  работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

План - конспект организованной образовательной деятельности в логопедической группе по теме «Путешествие в страну слов-действий».

План - конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ ДЕЙСТВИЙ»....

Открытая итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе по обучению грамоте с использованием ИКТ. «Лесная школа».

Открытая итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе   по обучению грамоте с использованием ИКТ.  «Лесная школа»...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности в средней группе детского сада. Рисование с использованием нетрадиционной техники «Белая береза»

ООД по рисованию с использованием нетрадиционной техники   «Белая береза»Цель: формирование нравственно-патриотических чувств  детей средствами изодеятельности.Задачи: ...

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники декоративного рисования солью «Морозные узоры»

формирование эстетического отношения к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования...


 

Комментарии