Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации непосредственно организованной деятельности детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рачкова Майя Шакуровна

В помощь воспитателю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.Ш. Рачкова, воспитатель МКДОУ ДС КВ №2 с. Черниговка, Приморский край.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации непосредственно организованной деятельности детей старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи.

Тема. «Овощи и фрукты».

Цель: Уточнение и расширение словаря по темам «Овощи и фрукты».

Задачи: Систематизировать знания детей об овощах и фруктах. Развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных уменьшительной формы существительных, образование множественного числа родительного падежа существительных)

Развивать умение отвечать на вопросы полными ответами, логическое мышление – умение отгадывать загадки, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, мимики.

 Воспитательные задачи: Продолжать формировать навык сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Развитие творческих способностей. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с изображением овощей и фруктов; предметы лук, чеснок, апельсин, лимон; разрезные картинки.

Предварительная работа: просмотр презентации об овощах и фруктах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, наблюдения в огороде за ростом овощей, чтение литературы: «Яблоко» Сутеева, «Огурцы» Н.Носова, русская народная сказка «Вершки и корешки», Л.Н. Толстой «Косточка».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье».

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно – ориентированный подход.

Словарная работа: существительные: лимонов, яблок, апельсинов, огурцов, морковочка, огурчик, яблочко; прилагательные: морковный, сливовый, персиковый.

Методы: наглядный (рассматривание картинок), словесный (проблемные вопросы), художественное слово, практический (поиск, эвристическая деятельность).

Приемы: вопросы (требующие констатации, побуждающие к мыслительной деятельности), указание (целостное), пояснение, беседа.

I.Вводная часть.

Организационный момент. Ароматерапия, использование запахов. Дети закрывают глаза и угадывают запах: лука, чеснока, апельсина, лимона.

Воспитатель. Ребята, запахи каких овощей и фруктов вы почувствовали?

Ответы детей. Запах лука, чеснока, апельсина и лимона.

II. Основная часть.

  1. Вводная беседа.

Воспитатель: А что растет в огороде, в саду?

Ответы детей. В огороде растет лук, чеснок, огурцы и т. д.

В саду растут яблоки, груши, апельсины.

  1. Дидактическая игра «Один – много».

Воспитатель: у меня лимон, а у тебя?

Ответы детей. А у меня много лимонов.

Воспитатель: у меня яблоко.

Ответы детей. А у меня много яблок.

Воспитатель: у меня апельсин.

Ответы детей. А у меня много апельсинов.

Воспитатель: у меня огурец.

Ответы детей. А у меня много огурцов.

Воспитатель: у меня кабачок.

Ответы детей. А у меня  много кабачков.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково».

Воспитатель: у Даши морковь, а у Игоря …(морковочка).

У Вани апельсин, а у Иры…(апельсинчик).

У Саши огурец, а у Лены…(огурчик).

У меня горох, а у Даши…(горошек).

  1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас,

А он – один!

Эта долька - для ежа! (Дети загибают большой палец)

Эта долька – для чижа! (Загибают указательный палец)

Эта долька – для утят! (Загибают средний палец)

Эта долька – для котят! (Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра! (Загибают мизинец)

А для волка – кожура! (Сжимают и разжимают кулачки)

Он сердит на нас – беда!

Разбегайся кто куда!

  1. Дидактическая игра «Поварята»

Воспитатель. А сейчас вы будете поварятами, давайте «приготовим» блюда из этих овощей. Если сварить суп из картофеля это будет?..

Ответы детей. Картофельный суп.

Воспитатель. Какие котлеты из капусты?

Ответы детей. Капустные котлеты.

Воспитатель. Если приготовить салат из огурцов?

Ответы детей. Огуречный салат.

Воспитатель. А икра из кабачков?

Ответы детей. Кабачковая икра.

Воспитатель. Какая каша из тыквы?

Ответы детей. Тыквенная каша.

Воспитатель. Сок из яблок?

Ответы детей. Яблочный сок.

Воспитатель. Варенье из слив?

Ответы детей. Сливовое варенье.

Воспитатель. Сок из персика?

Ответы детей. Персиковый сок.

  1. Развитие мимических мышц.

Воспитатель. Давайте с помощью мимики покажем (горький лук, сладкое яблоко, сочная груша, как много фруктов!)

  1. Физкультминутка.

«Каждый день по утрам

Делаем зарядку

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать».

  1. Настольная игра «Собери картинку».

Дети делятся на группы. Чья группа быстрее соберет картинку.

  1. Дидактическая игра. «Подскажи словечко».

«Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …(капуста)».

«Кругла да гладка,

Откусишь – сладка,

Сидит на грядке крепко,

А зовется…(репка)».

«Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)».

«На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …(горох)».

«И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом…(картошка)».

«Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла.

Сладка на вкус.

Узнали вы?

Зовусь я …(свёкла)».

10. Упражнение для губ и язычка.

Воспитатель. 

- Груша была сочной (дети облизывают верхнюю губу язычком)

- Почистим зубки после еды. (Проводим язычком по верхним зубкам).

- Ах, какое вкусное варенье! (Щелкаем язычком)

11. Упражнение с массажным мячиком.

«Сливу я держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю».

III. Итог занятия.

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей: угадывали запахи, собирали картинки из частей, играли в игры,  делали зарядку для язычка, рассматривали картинки.

Список литературы.

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.
  2. «Система коррекционной работы» Н. В. Нищева.
  3. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» И.А. Михеева
  4. «Развитие речи при ознакомлении с природой» М.А Поваляева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в процессе формирования речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

В  городе Сургуте с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходима своевременная коррекционная помощь, обеспечивающая с одной стороны &nda...

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в...