Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Грязева Татьяна Николаевна

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.

Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность организовывается так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической играх дети не должны подозревать, что они чему – о учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны чувствовать всегда то, что они играют, а не учатся. 

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: 

1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Скажи наоборот».

2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.

3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участник игры  [64]

Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх: 

1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности. 

2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей. 

3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности [37]. 

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

 Дидактическую игру можно включить в разных видах деятельности и на любом этапе занятия:

– в организационный момент, сообщение темы и цели занятия;

– в основной части (игры-поручения, игры-поиски).

– в итоге занятия (как закрепление изученного) [39]

В подготовку к дидактической игре входит:

– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

– определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

– подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

– подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

– объяснение хода и правил игры;

– показ игровых действий, в процессе которого нужно научить детей правильно выполнять действие;

– подведение итогов игры. В конце игры нужно обязательно спросить у детей, понравилась ли им игра, пообещать, что в следующий раз будем играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого [37].

В процессе обследования нами было выявлено, что в словаре детей мало прилагательных; проблематично с применением антонимов и синонимов.

В соответствии с результатами обследования мы проводим коррекционную работу на индивидуальных и подгрупповых занятиях, задачей которых является целенаправленное расширение словаря детей игровыми моделями. Коррекционная работа по развитию словаря проводится по трём направлениям: накопление словаря, уточнение, активизация.

Нами были изучены методики ряда авторов (Филичевой Т.Б., Чевелёвой Н.А. [59], Серебряковой Н.В. [28], Соломаха Л.С., Ефименковой Л.Н. [62], Алексеевой М.М. [1])

Следуя рекомендациям названных авторов, дидактический материал подбирался с опорой на результаты обследования и с учётом игровых методов.

Мы определили, что эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

– системность проведения;

– распределение упражнений в порядке нарастающей сложности;

– подчинённость заданий выбранной цели;

– чередований и вариативность упражнений;

– воспитание интереса и внимания к речи.

Основной задачей по формированию словаря антонимов и синонимов является уточнение имеющегося словаря антонимов и синонимов и его обогащение. Дети должны не просто запоминать новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.

Большую роль в расширении объема лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Здесь мы уточняли значения слов, направляли внимание детей на звучание значимых частей слова, показывали, как с изменением их звучания изменяется сам смысл слова.

Путем специальных дидактических упражнений мы учили детей различать сходные по внешним признакам действия, но отличающиеся оттенками. Эти различия передаются разными приставками. Например, пришел, ушел, вышел, подошел. Сначала детям мы демонстрировали 2 противоположных действия (пришел - ушел), предлагали их сравнить и определить, разные они или одинаковые. Далее интонационно выделяли 1-ю часть слова, приставку (при-шел, у-шел), подчеркивая, как по-разному эта часть слова меняет действия. Следующий этап включал в себя обучение умению определять обобщающее значение слова: раздаются картинки, а дети показывают, про кого можно сказать: пришел - ушел. Предлагали детям самостоятельно выполнить аналогичные действия, затем составляли предложения с этими глаголами:

– Миша пришел в группу,

– Лена ушла из группы и так далее.

Постепенно мы начали предлагать задания на подбор антонимов и синонимов в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям. В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определённом словосочетании, предложении.

В процессе работы мы использовали  различные дидактические игры для того, чтобы развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать у них умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.

Работа над синонимами преследует практическую цель научить ребёнка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. С этой целью мы использовали задания на подбор слов, близких по смыслу.

Работу над антонимами мы проводили с детьми при составлении словосочетаний и предложений. Начинали работу с использованием дидактического материала, с опорой на наглядность. Работа над накоплением, уточнением и активизацией у детей словаря антонимов предусматривает набор слов прилагательных, глаголов, наречий.

Для активизации словарного запаса детям предлагалось:

–  самостоятельно назвать предмет, действие, признак;

–  закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;

– подбирать существительные, глаголы, прилагательные к словам-раздражителям.

– уметь подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),

– уметь подбирать слова со сходным значением (весёлый - радостный, прыгать - скакать и др.);

Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.

На протяжении экспериментального исследования логопед, воспитатели и родители работали в тесной взаимосвязи, что обеспечило многократное повторение слов и более лёгкое введение их в активный словарь. Дети учились применять полученные речевые навыки в различных ситуациях, в различных видах деятельности, что обеспечило непрерывность коррекционной работы.

Занимаясь с ребенком, возможны разные приемы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.

Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребенку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.

Приведём примеры дидактических игр для формирования номинативного словаря признаков у детей:

1. Игра «Научи Незнайку».                        

Цель: уточнение представления о «словах – признаках».

Оборудование: игрушка или картинка Незнайки, предметные картинки: помидор, слон, мяч, груша, лук, лимон, тигр, собака, банан, вода.

Ход игры: Педагог отчётливо и не спеша, читает ошибочные высказывания Незнайки о цвете, форме, величине, материале предметов (Это синий помидор. Это маленький слон. Это квадратный мяч и т.п.) и просит ребёнка исправить ошибки (Это не синий, а красный помидор. Это не маленький, а большой слон. Это не квадратный, а круглый мяч.) Постепенно задания усложняются, дается не одно неправильное определение, а несколько (Это синий и треугольный помидор и т.п.).

2. Игра «Непослушный мальчик».

Цель: учить ребёнка подбирать глаголы – антонимы.

Ход игры: Педагог предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (показ игрушечного мальчика). Мама его просит подойти - он отходит, мама просит убрать игрушки - он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, педагог просит ребёнка представить, что бы сделал такой мальчик - наоборот, если бы его попросили: встать, опустить руки, поймать мяч, показать ладони, согнуть руки, открыть рот, положить ручку, отодвинуть стул? и т.д.

3. Игра «Помоги зайчику».

Цель: Закрепить умение подбирать слова с противоположенным значением к наречию.

Ход игры: Педагог просит продолжить предложение и помочь зайчику подобрать подходящие по смыслу слова.

Ночью на улице холодно, а днем... (тепло).

Я включил музыку тихо, а мой брат... (громко).

Птицы летают высоко, а насекомые... (низко).

Мой дом слоит близко от дороги, а его дом... (далеко).

Я иду по лестнице вверх, а друг... (вниз).

Безусловно,  важна и необходима словарная работа в дошкольном возрасте. Именно в этой работе происходит активное усвоение разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Упущение возможности этого возраста в последующем не восполняются, поэтому необходима своевременная и эффективная помощь детям, которая включает в себя работу по развитию интереса, чуткости и любви к родному слову, стремлению к точности его употребления в зависимости от контекста и ситуации общения.

Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку для усвоения синтаксических синонимов и антонимов требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Игра с ребёнком, несомненно, оживит его интерес к овладению бесценным даром слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

План коррекционно-педагогической работы и игровые приемы направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях

В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоен...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие

При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...