Использование графических схем в формировании навыков образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
консультация (старшая, подготовительная группа)
Материал предназначен для педагогов и родителей по формированию образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование графических схем в формировании навыков образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Словообразование рассматривается как автоматически осуществляемое действие в процессе образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов.
Показателями сформированности навыка образования глаголов выступают: образование новых глаголов от глагольных основ с помощью приставок, обследование образования глаголов противоположного значения; образование глаголов со значением начала действия; образования глаголов со значением конца действия; словообразование глаголов от прилагательных; дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида; словообразование глаголов от имен существительных.
Одним из средств формирования навыков образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня является графическая схема. Ее использование возможно при условии построения работы по этапам (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вид; дифференциация возвратных и невозвратных глаголов; дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками). Работа с графической схемой выстраивается в следующей последовательности: усвоение сенсорного материала; перевод сенсорного материала на знаково-символический язык; работа с графической схемой.
Умение образовывать слова оказывает значимое воздействие на формирование языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка. В настоящее время актуальной задачей логопедической работы является полноценное развитие языковых способностей дошкольников и их речевой коммуникации в целом, что, в свою очередь, является условием успешного обучения детей в школе.
В последнее время отмечается тенденция к росту числа детей с общим недоразвитием речи. Такие дети обладают пониженной способностью различать грамматические значения и категории, что в свою очередь ограничивает их способности для творческого использования конструктивных элементов родного языка, в том числе образовывать глаголы.
Ошибки, допускаемые детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имеют стойкий характер, в связи с чем требуют целенаправленной и длительной логопедической коррекции. Изучение научной литературы позволяет определить основные направления образовательно-коррекционной работы, ориентированной на развитие у этих детей навыков словообразования глаголов, что должно стать основой для системы работы, включающей в себя использование разнообразных средств (дидактических игр, упражнений и др.).
Дети самостоятельно, без специальной работы с большими трудностями усваивают продуктивные словообразовательные модели и переносят их по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям. В связи с этим очень важно проводить коррекционную работу в этом направлении с использованием разнообразных средств.
Графические схемы позволяют представить процесс образования глаголов в наглядной форме, что наиболее доступно для понимания детьми старшего дошкольного возраста.
В работе с детьми учителем-логопедом используются разнообразные средства, в том числе графическая схема, использование которой в должно вестись комплексно и зависеть от общей подготовленности воспитанников, их индивидуальных особенностей. Целесообразность использования графической схемы обусловлена тем, что создается опора на зрительные образы, что повышает эффективность логопедической работы благодаря тому, что их использование делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными и доступными, создается благоприятный эмоциональный фон для формирования навыков образования глаголов.
В старшем дошкольном возрасте дети активно усваивают словообразование глаголов. Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников, что связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном периоде.
К 6-7 годам ребенок начинает прибегать к словообразованию в тех случаях, когда не знает необходимого названия или считает его недостаточно точным, образует глаголы от существительных и прилагательных суффиксально-префиксальными способами. Чаще всего дети образуют глаголы от имен существительных, прилагательных и числительных. Но наиболее продуктивным является производство глаголов от слов этой же части речи.
Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи.
Процесс формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом. Овладение словообразованием осуществляется на основе развития когнитивных и речевых процессов. Усвоение моделей словообразования глаголов зависит от закономерностей овладения этой частью речи. Более позднее появление глаголов в словаре дошкольников и меньшая представленность слов этой части речи в высказываниях приводит, соответственно, и к более позднему усвоению их словообразования.
Дифференциация словообразовательных форм глагола является достаточно трудной для овладения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, это объясняется тем, что глагол имеет более отвлеченную семантику. Действие не подкреплено конкретными предметными образами, оно достаточно абстрактно.
С помощью различных средств (дидактические игры, логопедические упражнения и др.), в том числе графических схем, в рамках работы учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня происходит формирование образования глаголов.
Графические схемы являются одним из видов наглядного моделирования.
В тоже время наглядное моделирование следует рассматривать как воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В основе наглядного моделирования положена словообразовательная модель.
«Словообразовательная модель» подразумевает закономерное расположение элементов слов (морфем или эквивалентов морфем), которому соответствует типовое лексическое значение.
Метод моделирования заключался в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. В целом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, поскольку, мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня рекомендуется применять разные виды иллюстративно-графических схем:
1) предметные схемы – изображают предметы в миниатюре (деревья, животные, одежда и т. д.);
2) предметно-схематические схемы – используются для показа различных алгоритмов последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
3) графические схемы (графики, схемы и т. д.), передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения предметов. Примером такой схемы может быть план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
Использование графической схемы в работе учителя-логопеда весьма целесообразно, так как опора на зрительные образы повышает эффективность логопедической работы благодаря тому, что их использование делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными и доступными, создается благоприятный эмоциональный фон для проведения коррекционной логопедической работы. Как отмечает в своих исследованиях И.В. Зотова, данный метод помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Ребенок старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. В дошкольной образовательной организации в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных, речевых задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Задачами работы по формированию навыка образования глаголов, решаемые средствами графической схемы, являются:
1) научить усвоению и использованию в речи форм образования глаголов:
2) расширять практическое усвоение в речи использования глаголов с различными приставками.
Поскольку у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня навыки образования глаголов формируются в той же последовательности, что и у детей с нормативным речевым развитием, только с отставанием предлагаем строить работу в данном направлении в следующей последовательности.
Вся работа по использованию графической схемы в формировании навыка образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня должна выстраиваться по этапам, выделенных Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой:
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
В содержание I этапа авторы включают задания на дифференциацию глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов.
В содержание II этапа логопедической работы входит формирование умений образовывать глаголы с приставками в- – вы-, на -, при-.
В содержание III этапа логопедической работы авторы включают образование названий профессий, глаголов пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Весь процесс формирования навыков образования глаголов Е.В. Лемешко, Е.Ф. Поповой рекомендуется сопровождать лексическим материалом, простыми иллюстративно-графическими схемами, отображающими алгоритм образования того или иного слова. Для сравнения звукового состава, мотивирующего и производного слов следует использовать иллюстративно-графические схемы слов, состоящие из двух основных звеньев. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Далее можно составлять подобные схемы с использованием картинок, обозначающих то или иное слово и знак – маркер, отображающий алгоритм образования слова. Наибольшие трудности вызывает у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня образование глаголов. Поэтому в иллюстративно-графические схемы целесообразно добавить символы-маркеры, обозначающие, что для образования данного слова надо задать вопрос.
Графические схемы необходимо подбирать с учетом следующих условий:
- с учетом уровня сформированности навыков образования глаголов воспитанников;
- этапа логопедической работы по формированию навыка образования глаголов детей;
- лексических тем;
- возможности включения в логопедические занятия
Графические схемы могут использоваться, как готовые, так и специально разработанные. При разработке графических схем и подборе языкового материала необходимо соблюдать следующие требования:
1) данный материал должен соответствовать коммуникативным потребностям детей данного возраста и категории речевого нарушения;
2) соответствовать этапам развития словообразования у дошкольников.
Эффективно использовать картинно-графические схемы как на логопедических занятиях, так и в индивидуальной работе. Систематическое использование картинно-графических схем в речевых упражнениях формирует и закрепляет навыки образования глаголов. С этой целью предлагаются детям различные речевые упражнения, которые развивают умения подмечать морфологические элементы слов, устанавливать взаимосвязь между значением слов и их звуковым составом. Например, речевое упражнение «Подбери слова» (Скажи какой? Скажи, что делает?): стол – столовый рыбак – рыбачит; луч – лучистый зима – зимовать.
Процесс работы с графическими схемами включает три этапа:
- усвоение сенсорного материала;
- перевод сенсорного материала на знаково-символический язык;
- работа с графической схемой.
Таким образом, вначале мы знакомим ребенка с графической схемой, убеждаемся, что ее смысл понятен ребенку. Затем непосредственно работаем с ней. Для этого воспитаннику могут задаваться вопросы (например, Скажи, что делает?).
Кроме того, графические схемы могут быть рекомендованы воспитателям для проведения индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, а также родителям в качестве домашнего задания.
Таким образом, использование в работе по формированию навыков образования глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня графических схем возможно при условии построения работы по этапам (дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вид; дифференциация возвратных и невозвратных глаголов; дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками). Работа с графической схемой выстраивается в следующей последовательности: усвоение сенсорного материала; перевод сенсорного материала на знаково-символический язык; работа с графической схемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...

Особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
В статье раскрываются особенности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи 3 уровня....

